Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУИ́НДЖИ АРХИП ИВАНОВИЧ

Авторы: М. Ф. Киселев
А. И. Куинджи. «Ночь на Днепре». 1882.Третьяковская галерея (Москва).

КУИ́НДЖИ Ар­хип Ива­но­вич [15(27).1.1842 или янв. 1841, м. Ка­ра­су (Ка­ра­сёв­ка) близ Ма­риу­по­ля – 11(24).7.1910, С.-Пе­тер­бург], рос. жи­во­пи­сец, д. чл. пе­терб. АХ (1893). Ро­дил­ся в се­мье са­пож­ни­ка-гре­ка. В 1865–66 обу­чал­ся в Об­щей ху­дож. мас­тер­ской в Фео­до­сии у И. К. Ай­ва­зов­ско­го, ис­пы­тал его влия­ние. С 1866 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, ра­бо­тал ре­ту­шё­ром в фо­то­ате­лье; учил­ся в АХ (в 1868 по­лучил зва­ние ху­дож­ни­ка). В 1873 посетил Гер­ма­нию, Фран­цию, Ве­ли­ко­бри­та­нию, Швей­ца­рию, Ав­ст­рию. В сер. 1870-х гг. под влия­ни­ем иск-ва пе­ре­движ­ни­ков (был чле­ном ТПХВ в 1875–1879) в пей­за­жах К. по­яв­ля­ют­ся не толь­ко со­ци­аль­ные мо­ти­вы, но и мо­но­хром­ность ко­ло­ри­та («За­бы­тая де­рев­ня», 1874, «Чу­мац­кий тракт в Ма­риу­по­ле», 1875; оба – в ГТГ). Во вре­мя вто­ро­го пре­бы­ва­ния во Фран­ции (1875) К. по­зна­ко­мил­ся с жи­во­пи­сью им­прес­сио­ни­стов, ко­то­рая вы­зва­ла у не­го стрем­ле­ние пе­ре­да­вать цве­том све­то­воз­душ­ную сре­ду («Се­вер», 1879, ГТГ). Од­на­ко К. не по­шёл по пу­ти им­прес­сио­низ­ма, а со­хра­нил мо­ну­мен­таль­но-эпич. ком­по­зи­цию с ши­ро­ко от­кры­ваю­щи­ми­ся да­ля­ми и ис­поль­зо­вал цвет не пле­нэр­но, а де­ко­ра­тив­но; в кар­ти­нах час­то при­бе­гал к не­обыч­ным све­то­вым эф­фек­там [«Ук­ра­ин­ская ночь» (1876, ГТГ), «Ве­чер на Ук­раи­не» (1878, ча­стич­но пе­ре­пи­са­на в 1901, ГРМ), «Бе­рё­зо­вая ро­ща» (1879, ГТГ)].

Сти­ли­сти­ка К., в ра­бо­тах ко­то­ро­го яр­кая цвет­ность со­че­та­лась с уп­ло­щён­но­стью пред­ме­тов, во мно­гом пред­вос­хи­ща­ла иск-во мо­дер­на и сим­во­лиз­ма. К. соз­да­вал пей­за­жи не по на­тур­ным за­ри­сов­кам, а по па­мя­ти, бла­го­да­ря че­му его об­ра­зы при­об­ре­та­ли ме­та­фо­рич­ность, кар­ти­на при­ни­ма­ла ха­рак­тер раз­мыш­ле­ния о ми­ро­зда­нии, за­те­рян­но­сти че­ло­ве­ка в ми­ре, та­ин­ст­вен­но­сти при­ро­ды. Чув­ст­во кос­мич­но­сти, ир­ре­аль­ность свой­ст­вен­ны кар­ти­нам «Лун­ная ночь на Дне­пре» (1880, ГРМ; 1882, ГТГ), «Крас­ный за­кат» (ок. 1908, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк), «Ноч­ное» (1905–08, ГРМ), так­же его мно­го­числ. эс­ки­зам («Сол­неч­ные пят­на на инее», 1876–90, ГРМ, и др.). Но­виз­на ху­дож. приё­мов К. не встре­ти­ла по­ни­ма­ния в сре­де со­вре­мен­ни­ков; про­дол­жая ра­бо­тать, ху­дож­ник с сер. 1880-х гг. от­ка­зал­ся от уча­стия в вы­став­ках.

В 1909 по ини­циа­ти­ве и на сред­ст­ва К. бы­ло ос­но­ва­но Об-во ху­дож­ни­ков (позд­нее – Об-во име­ни А. И. Ку­инд­жи), про­су­ще­ст­во­вав­шее до 1931. Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (проф. с 1892, в 1894–97 проф., ру­ко­во­ди­тель пей­заж­ной мас­тер­ской). Твор­че­ст­во К. по­влия­ло на К. Ф. Бо­га­ев­ско­го, А. А. Ры­ло­ва, Н. К. Ре­ри­ха, Ф. Ру­щи­ца и др.

Лит.: Мар­ков В. А. И. Ку­инд­жи. М., 1969; Во­ро­но­ва О. Н. Ку­инд­жи в Пе­тер­бур­ге. Л., 1986; Ма­нин В. С. А. И. Ку­инд­жи. М., 2004; Го­ли­цы­на И. Ку­инд­жи. М., 2008.

Вернуться к началу