Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУБРА́ АБУ-ЛЬ-ДЖАННАБ АХМАД ИБН ОМАР НАДЖМ АД-ДИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин

КУБРА́ Абу-ль-Джан­наб Ах­мад ибн Омар Наджм ад-Дин (1145, Хо­резм – 1220, Гур­гандж, близ Хо­рез­ма), перс. мис­тик и бо­го­слов, ос­но­вав­ший су­фий­ское брат­ст­во, на­зван­ное в его честь Куб­ра­ви­ей. С юно­ше­ско­го воз­рас­та мно­го стран­ст­во­вал в по­ис­ках зна­ний. Ин­те­рес К. к су­физ­му про­бу­дил­ся в Егип­те, в круж­ке перс. шей­ха из брат­ст­ва Сух­ра­вар­дия Руз­би­ха­на аль-Ваз­за­на аль-Мис­ри (ум. 1189), на до­че­ри ко­то­ро­го К. же­нил­ся. Из Егип­та он от­пра­вил­ся в Иран, где стал мис­ти­ком под влия­ни­ем шей­ха Ба­ба Фа­рад­жа Таб­ри­зи и был ини­ции­ро­ван в су­физм шей­хом Ис­маи­лом аль-Кис­ри (ум. 1193). В 1185 К. был на­прав­лен Руз­би­ха­ном для про­по­ве­ди су­физ­ма на ро­ди­ну, где ос­но­вал оби­тель (ха­на­ка) и при­об­рёл не­ма­ло по­сле­до­ва­те­лей, вклю­чая из­вест­но­го по­эта-мис­ти­ка Наджм ад-Ди­на ар-Ра­зи (ум. 1256) и Аля ад-Дау­ля Сим­на­ни (ум. 1336), за что был про­зван «вая­те­лем ве­ли­ких му­жей» (шейх-и ва­ли­та­раш). (Сим­на­ни пре­вра­тил Куб­ра­вию в 14 в. в наи­бо­лее вли­ят. брат­ст­во Каш­ми­ра.) К. по­гиб во вре­мя взя­тия Хо­рез­ма мон­го­ла­ми, сра­жа­ясь во гла­ве от­ря­да уче­ни­ков; по­хо­ро­нен в сво­ей ха­на­ке. Мо­ги­ла К. на ме­сте его ги­бе­ли в пос. Ку­ня-Ур­генч при­вле­ка­ет па­лом­ни­ков из разл. стран Ср. Азии.

К. соз­дал шко­лу мис­тич. по­зна­ния Бо­га. Со­глас­но его уче­нию, че­ло­век как мик­ро­косм за­клю­ча­ет в се­бе всё, что при­сут­ст­ву­ет в со­тво­рён­ном Бо­гом ми­ре, и мо­жет по­сле­до­ва­тель­но по­стичь все Бо­же­ст­вен­ные свой­ст­ва, за ис­клю­че­ни­ем сущ­но­сти ми­ло­сти­во­го и ми­ло­серд­но­го Ал­ла­ха. Не­пре­стан­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на име­нах Бо­жи­их в уе­ди­не­нии ве­дёт су­фия к мис­тич. про­зре­нию. Для вос­хо­ж­де­ния по это­му пу­ти не­об­хо­ди­мы ри­ту­аль­ная чис­то­та, пост, уход от мир­ско­го и пол­ное под­чи­не­ние во­ли на­став­ни­ку. Пра­ви­ла по­ве­де­ния уче­ни­ка (мю­рид) К. сфор­му­ли­ро­вал в ви­де 10 прин­ци­пов, со­ста­вив­ших ос­но­ву Куб­ра­вии. Он дал гра­да­цию цве­то­све­то­вой сим­во­ли­ки об­ра­зов, ко­то­рые ви­дит нео­фит во вре­мя мис­тич. уп­раж­не­ний, раз­ра­бо­тал тео­рию ду­хов­ных цен­тров че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния и ду­ха (ла­та­иф). Свои взгля­ды К. из­ло­жил в трак­та­тах на араб. яз., важ­ней­шим из ко­то­рых яв­ля­ет­ся «Фа­ва­их аль-джа­маль ва-фа­ва­тих аль-джа­лаль» («Сия­ние кра­со­ты и на­ча­ла ве­ли­чия»).

Соч.: Fawa̅’ih al-jama̅l wa-fawa̅tih fi-jalal. Wiesbaden, 1957.

Лит.: Corbin H. L’Homme de lumière dans le soufisme iranien. P., 1971; Де­ми­дов СМ. Су­физм в Турк­ме­нии. Аш., 1978; Сне­са­рев ГП. Хо­рез­мий­ские ле­ген­ды как ис­точ­ник по ис­то­рии ре­ли­ги­оз­ных куль­тов Сред­ней Азии. М., 1983; Шим­мель АМ. Мир ис­лам­ско­го мис­ти­циз­ма. СПб., 2000.

Вернуться к началу