Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУХРАВАРДИ́ЙЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 475

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Башарин

СУХРАВАРДИ́ЙЯ (Сух­ра­вар­дия), су­фий­ское брат­ст­во, воз­ник­шее в кон. 12 – нач. 13 вв. в Ира­ке, позд­нее рас­про­стра­нив­шее своё влия­ние на се­вер Ин­дии. На­зва­но по име­ни его ос­но­ва­те­ля Ши­хаб ад-Ди­на Абу Хафс Умар ас-Сух­ра­вар­ди. Шей­хи С. воз­во­ди­ли свою ду­хов­ную ге­неа­ло­гию (силь­си­ля) к его дя­де – Дия ад-Ди­ну Абу-н-Над­жи­бу ас-Сух­ра­вар­ди (1097–1168), ко­то­рый ос­но­вал его пер­вую оби­тель (ха­на­ку) на бе­ре­гу Ти­гра. По­след­ний был ав­то­ром по­пу­ляр­но­го ру­ко­во­дства по су­физ­му «Адаб аль-мю­ри­дин» («Пра­ви­ла по­ве­де­ния по­слуш­ни­ков»). Наи­бо­лее важ­ным со­чи­не­ни­ем Абу Хаф­са ас-Сух­ра­вар­ди яв­ля­ет­ся трак­тат по тео­рии су­физ­ма «Ава­риф аль-маа­риф» («Да­ры Бо­же­ст­вен­но­го зна­ния»). С. от­но­си­ла се­бя к тра­ди­ции «трез­во­го» су­физ­ма Джу­най­да. Брат­ство при­дер­жи­ва­лось ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба и дей­ст­во­ва­ло пре­им. в го­ро­дах. Оно бы­ло свя­за­но с дви­же­ни­ем Фу­тув­ва, ко­то­рое ха­лиф ан-На­сир ис­поль­зо­вал для рас­про­стра­не­ния С. Прак­ти­ко­ва­ло как гром­кий (кол­лек­тив­ный), так и ти­хий (ин­ди­ви­ду­аль­ный) зикр. Инд. С. впи­та­ла в се­бя эле­мен­ты йо­ги (су­ро­вая ас­ке­за, от­каз от мя­са) и ме­ст­но­го пан­те­из­ма.

Лит.: Три­мин­гэм Дж. С. Су­фий­ские ор­де­ны в ис­ла­ме / Пер., пре­дисл. О. Ф. Аки­муш­ки­на. [2-е изд.]. М., 2002; Шим­мель А. Мир ис­лам­ско­го мис­ти­циз­ма. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу