Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРИ́СТУС ПЕТРУС

Авторы: Е. М. Елисеева
П. Кристус. «Святой Элигий». 1449. Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

КРИ́СТУС (Christus) Пет­рус (ок. 1410 или 1420, Бар­ле, близ Ген­та – ме­ж­ду 1475 и 1476, Брюг­ге), ни­дерл. жи­во­пи­сец. Све­де­ния о жиз­ни К. не­мно­го­чис­лен­ны; в 1444 по­лу­чил зва­ние ма­сте­ра в Брюг­ге; жил там же. Ве­ро­ят­но, был уче­ни­ком Я. ван Эй­ка и за­кон­чил не­ко­то­рые не­за­вер­шён­ные про­из­ве­де­ния учи­те­ля («Св. Ие­ро­ним», ок. 1435, Ин-т ис­кусств, Дет­ройт; «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми», ок. 1450, со­б­ра­ние Фрик, Нью-Йорк). На­сле­дие К. вклю­ча­ет соз­дан­ные пре­им. ме­ж­ду 1446 и 1457 ал­тар­ные ком­по­зи­ции и порт­ре­ты. Сре­ди них наи­бо­лее зна­чи­тель­ны: порт­ре­ты мо­на­ха-кар­те­зи­ан­ца [1446, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей (со­б­ра­ние Ле­манн), Нью-Йорк] и Э. Грайм­сто­на, англ. по­слан­ни­ка при дво­ре Фи­лип­па Доб­ро­го (1446, Нац. га­ле­рея, Лон­дон); кар­ти­на «Свя­той Эли­гий» (1449, Мет­ро­поли­тен-му­зей, Нью-Йорк); две створ­ки не­сох­ра­нив­ше­го­ся ал­тар­но­го трип­ти­ха («Бла­говеще­ние и Ро­ж­де­ст­во» и «Страш­ный суд», 1452, Гос. му­зеи, Бер­лин); ком­пози­ция «Ма­дон­на с Мла­ден­цем, свя­ты­ми Фран­ци­ском и Ие­ро­ни­мом» (1457, Ште­де­лев­ский ху­дож. ин-т, Франк­фурт-на-Май­не).

В сво­ём иск-ве К. со­еди­нил приё­мы пред­ше­ст­вен­ни­ков: от Я. ван Эй­ка уна­с­ле­до­вал эле­мен­ты жан­ро­во­сти в ре­лиг. ком­по­зи­ции, объ­ём­ность мо­де­ли­ров­ки фи­гур, урав­но­ве­шен­ность ком­пози­ции; от Ро­ги­ра ван дер Вей­де­на – жё­ст­кость мо­де­ли­ров­ки форм, обо­ст­рён­ную об­раз­ную эмо­цио­наль­ность. Свя­щен­ные пер­со­на­жи в его кар­ти­нах не­ред­ко по­ме­ще­ны в про­стран­ст­во обы­ден­ной ре­аль­но­сти (напр., св. Эли­гий изо­бра­жён в ин­терь­е­ре юве­лир­ной мас­тер­ской, где два по­ку­па­те­ля вы­би­ра­ют ук­ра­ше­ния). В сво­их порт­ре­тах К. ис­поль­зу­ет тра­диц. для ни­дерл. жи­во­пи­си 15 в. ком­по­зиц. схе­му по­груд­но­го трёх­чет­верт­но­го изо­бра­же­ния, но об­щий ха­рак­тер мо­дели в порт­ре­тах К. ста­но­вит­ся бо­лее про­стым, при­бли­жен­ным к зри­те­лю.

Лит.: Schabacker P. H. P. Christus. Utrecht, 1974; Ains­worth M. W. P. Christus: Renais­sance master of Bruges. N. Y., 1994; Ни­ку­лин Н. Н. Зо­лотой век ни­дер­ланд­ской жи­во­пи­си: 15 век. 2-е изд. М., 1999.

Вернуться к началу