КРИ́СТИАНСАНН
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КРИ́СТИАНСАНН (Kristiansand), город на юге Норвегии, адм. центр фюльке (губернии) Вест-Агдер. Нас. 67,3 тыс. чел., с пригородами ок. 78 тыс. чел. (2009; пятый по численности населения город страны, крупнейший в регионе Юж. Норвегия). Расположен на сев. побережье прол. Скагеррак, в устье р. Отра. Важный транспортный узел: железнодорожные и автомагистрали связывают К. с Осло и Ставангером. Мор. порт (грузооборот ок. 2 млн. т и ок. 400 тыс. контейнеров ДФЭ, 2007) ориентирован преим. на экспорт продукции лесной и целлюлозно-бумажной пром-сти. Мор. сообщение с Гётеборгом (Швеция) и Ньюкаслом (Великобритания) (круизные суда), Хиртхальсом (Дания; регулярные паромы). Междунар. аэропорт Хьевик (в 12 км от К.). Подвесной мост (1956; длина 337 м, один из наиболее протяжённых в Сев. Европе) соединяет К. с пригородом Рандесунн.
Основан в 1641 королём Кристианом IV как торговый центр на юж. побережье Норвегии. С 1666 гарнизонный город, с 1682 резиденция епископа. Значительно пострадал от пожаров 1734, 1859 и 1892. До кон. 19 в. один из крупных торговых центров Скандинавии. Во время 1-й мировой войны имел статус нейтрального порта. Подвергся бомбардировкам герм. авиации во время 2-й мировой войны.
Регулярная планировка центра К. – памятник сканд. градостроительства 17 в. Крепость Кристиансхольм (1667–72, арх. В. Кушерон) построена для защиты К. от нападения с моря. Cохранились: собор (1685–87; перестроен в неоготическом стиле в 1882–85, арх. Х. Трап-Мейер), кварталы дерев. жилой застройки 17–19 вв., классицистич. здание школы Латинсколен (1734–36, перестроено в 19 в.), Ратуша (1862–64) и гор. вокзал (1895) в неороманском стиле, здание Норвежского банка в формах эклектизма (1877–81; архитекторы П. Дю, Б. Стекмест). Среди храмов 20 – нач. 21 вв.: ц. Св. Ансгара (1936) в духе традиц. архитектуры; в формах модернизма – ц. Флеккерёй (1960, арх. Г. Таллаксен), ц. Грим (1969, арх. А. Эрикстад), ц. Сём (2004, архитекторы А. Лёувланн, А. Омланн). Также в К.: элеватор (1933–36, арх. А. Корсмо) в формах «совр. движения», кампус Ун-та Агдера в формах неомодернизма (1995–2001, бюро «L2 Arkitekter»). Памятники королям Кристиану IV (1981, скульптор В. Гуннеруд) и Олафу V (1997, скульптор А. Б. Недланд). На окраине К. – романская ц. Оддернес (ок. 1040, одна из старейших в Норвегии).
Ун-т Агдера (1994, совр. статус с 2007), отделение Норв. высшей школы бизнес-управления (1943) и др. Научно-исследовательские центры: «Agder Research» (1985; проблемы бизнес-администрирования и регионального управления), «Elkem Research» (осн. направления – цветная металлургия, химич. пром-сть, солнечная энергетика и др.). Музеи: художественный (1995; норв. иск-во 19–21 вв.), краеведческий губернии Вест-Агдер (1903, под открытым небом). Музей-усадьба Гимле-Горд (близ К.) с англ. парком (ок. 1800; собрание зап.-европ. живописи 17–18 вв., фарфора и мебели 19 в.; музей с 1982). Музейная ж. д. Сетесдаля (экскурсионная восстановленная железная дорога 19 в.). «Агдер театер» (1991; осн. здание – в духе брутализма, 1974–76, арх. Х. Йенсен). Ежегодно проводятся междунар. фестивали: популярной музыки «Quart» (июнь – июль), церковной музыки (июнь), детских фильмов (апрель); раз в два года проходит междунар. фестиваль кукольных спектаклей. Зоопарк и парк развлечений («Kristiansand Dyrepark»). Стадион «Южная арена» (2007; 14,3 тыс. мест, один из крупнейших футбольных стадионов страны).
Б. ч. работающих занята в сфере услуг (в т. ч. адм. управление, социальное обслуживание, образование, торговля). Со 2-й пол. 20 в. активно развиваются складское хозяйство мор. торгового порта, фрахтование спец. судов и техники для ведения мор. добычи нефти и газа («Siem Offshore AS» и др.); в нач. 21 в. наиболее перспективной отраслью стал туризм (в т. ч. экологический, морской круизный). К. остаётся важным пром. центром Норвегии. С началом разработки нефтяных и газовых месторождений в Северном м. во 2-й пол. 20 в. значит. роль в экономике города играет обслуживание этого сектора. Судостроение и судоремонт ориентированы на обслуживание судов и спецтехники для мор. нефте- и газодобычи. В К. – предприятия компании «Aker MH AS» (разработка, произ-во и продажа установок и оборудования для мор. добычи нефти и газа; в городе – головной офис компании), «National Oilwell Varco AS» (разработка, произ-во, продажа систем для бурения и обслуживания нефтяных и газовых скважин и их комплектующих). Сохраняется значение традиц. отраслей: деревообрабатывающей пром-сти, цветной металлургии. В К. – предприятия компаний «Elkem AS» (выплавка алюминия), «Falconbridge Nikkelverk A/S» (дочерняя компания канад. «Falconbridge Ltd.»; выплавка меди и никеля), «Xstrata Nickel» (подразделение швейц. «Xstrata plc» – обогащение никелевых руд) и др. Предприятия лёгкой (текстильная), пищевой (рыбоконсервная, мукомольная, произ-во пива) пром-сти. Важную роль в экономике города играет энергетика. Близ К. расположены ряд ГЭС, в т. ч. «Iveland» (мощность 44 МВт) и «Nomeland» (24 МВт) на р. Отра (принадлежат компании «Agder Energi AS»), «Vigelands Power Station» (26 МВт, принадлежит «Rio Tinto Alcan») и др. По подводной высоковольтной линии через прол. Скагеррак осуществляется передача электроэнергии в Данию.