КРА́НАХ ЛУКАС СТАРШИЙ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
КРА́НАХ (Cranach) Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония – 16.10.1553, Веймар), нем. живописец и график. Фамилия К. связана с названием родного города. По всей вероятности, обучался вначале у отца, затем с целью дальнейшего обучения уехал в Баварию. В 1501 (или 1502) – 1505 работал в Вене, где сблизился с кругом местных гуманистов (К. Цельтис и др.). В 1505–50 работал в Виттенберге при дворе курфюрста Фридриха Саксонского Мудрого и его последователей. В 1508–09 совершил поездку в Нидерланды; в 1550–52 работал в Аугсбурге, в 1552–53 – в Веймаре.
Сведения о начале творч. пути К. не сохранились. Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500–03, Худож.-историч. музей, Вена, и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиц. решений и сложными пространственными построениями. Их яркий, звонкий колорит и экспрессивность образов свидетельствуют о влиянии позднеготич. традиции. В идиллич. ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Гос. музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Внимание к пейзажу, который в ранних работах занимает центр. место, непосредственность восприятия природы, реализм отд. деталей обнаруживают в К. самобытного художника, оказавшего влияние на формирование дунайской школы. В Вене К. создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502–03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур, и др.), в которых попытался выявить аллегорич. взаимосвязь человека и природы.
В Виттенберге К. обращался к разл. жанрам в живописи и графике. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для ц. Св. Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском ин-те искусств, Франкфурт-на-Майне). Ориентация на нидерл. иск-во 15 в. ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515–20, КГ, Дрезден). В кон. 1500-х гг. К. обратился к мифологич. темам, где гуманистич. идеалы трактованы в дидактич. ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину лат. надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, С.-Петербург; «Нимфа источника», 1518, Музей изобразит. искусств, Лейпциг). Важное место в творчестве К. продолжают занимать портреты как офиц. характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие, интимные по содержанию (бургомистра г. Вайсенфельс, 1515, Гос. музеи, Берлин).
В нач. 1520-х гг. Виттенберг стал центром Реформации. Сблизившись с М. Лютером, К. стал практически его офиц. портретистом. В гравированных и живописных портретах Лютера, пропагандирующих его учение и биографию, представлял его в разл. образах: гуманиста, реформатора, святого и т. д. В портретах, созданных в Виттенберге, К. не углублялся в психологич. характеристику модели, ограничиваясь суммарным воспроизведением её внешних черт и уделяя особое внимание заострённости характеристики образа. В женских портретах К. стремился к созданию идеального типа: лица с узкими раскосыми глазами, острым подбородком и сладкой улыбкой. С 1530-х гг. множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготич. иск-ва (см. илл. к ст. Иудифь). К. занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии).
Многообразная деятельность К. при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собств. аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль К. Её роль всё сильнее обнаруживается с кон. 1520-х гг., когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный К. курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон).
В виттенбергской мастерской К. работали два его сына и ученика. Ханс Кранах (ок. 1513, Виттенберг – 9.10.1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником; сведений о его жизни почти не сохранилось. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Лукас Кранах Младший (4.10.1515, Виттенберг – 25.1.1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца. В его произведениях, также ориентированных на «стиль К.», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт.