Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРА́НАХ ЛУКАС СТАРШИЙ

Авторы: Н. А. Истомина

КРА́НАХ (Cranach) Лу­кас Стар­ший (1472, Кро­нах, Верх­няя Фран­ко­ния – 16.10.1553, Вей­мар), нем. жи­во­пи­сец и гра­фик. Фа­ми­лия К. свя­за­на с на­зва­ни­ем род­но­го го­ро­да. По всей ве­ро­ят­но­сти, обу­чал­ся вна­ча­ле у от­ца, за­тем с це­лью даль­ней­ше­го обу­че­ния уе­хал в Ба­ва­рию. В 1501 (или 1502) – 1505 ра­бо­тал в Ве­не, где сбли­зил­ся с кру­гом ме­ст­ных гу­ма­ни­стов (К. Цель­тис и др.). В 1505–50 ра­бо­тал в Вит­тен­бер­ге при дво­ре кур­фюр­ста Фрид­ри­ха Сак­сон­ско­го Муд­ро­го и его по­сле­до­ва­те­лей. В 1508–09 со­вер­шил по­езд­ку в Ни­дер­лан­ды; в 1550–52 ра­бо­тал в Аугс­бур­ге, в 1552–53 – в Вей­ма­ре.

Л. Кранах Старший. «Распятие». 1500–03. Художественно-исторический музей (Вена).

Све­де­ния о на­ча­ле творч. пу­ти К. не со­хра­ни­лись. Его про­из­ве­де­ния ран­не­го, вен­ско­го пе­рио­да (два ва­ри­ан­та «Рас­пя­тия», 1500–03, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на, и 1503, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) от­ли­ча­ют­ся сво­бо­дой ком­по­зиц. ре­ше­ний и слож­ны­ми про­стран­ст­вен­ны­ми по­строе­ния­ми. Их яр­кий, звон­кий ко­ло­рит и экс­прес­сив­ность об­ра­зов сви­де­тель­ст­ву­ют о влия­нии позд­не­го­тич. тра­ди­ции. В идил­лич. клю­че ре­ше­на кар­ти­на «От­дых на пу­ти в Еги­пет» (1504, Гос. му­зеи, Бер­лин), яв­ляю­щая­ся уже под­лин­но ре­нес­санс­ным про­из­ве­де­ни­ем. Вни­ма­ние к пей­за­жу, ко­то­рый в ран­них ра­бо­тах за­ни­ма­ет центр. ме­сто, не­по­сред­ст­вен­ность вос­при­ятия при­ро­ды, реа­лизм отд. де­та­лей об­на­ру­жи­ва­ют в К. са­мо­быт­но­го ху­дож­ни­ка, ока­зав­ше­го влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ду­най­ской шко­лы. В Ве­не К. соз­да­вал так­же порт­ре­ты (Ио­ган­на Кус­пи­ниа­на и его же­ны Ан­ны, 1502–03, со­б­ра­ние О. Рейн­хар­та, Вин­тер­тур, и др.), в ко­то­рых по­пы­тал­ся вы­явить ал­ле­го­рич. взаи­мо­связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды.

Л. Кранах Старший. Портреты Генриха Благочестивого, герцога Саксонского, и его жены Катарины Мекленбургской. 1514. Картинная галерея (Дрезден).

В Вит­тен­бер­ге К. об­ра­щался к разл. жан­рам в жи­во­пи­си и гра­фи­ке. Под влия­ни­ем А. Дю­ре­ра на­пи­са­ны круп­ные ал­тар­ные про­из­ве­де­ния (для ц. Св. Ма­рии в Тор­гау, 1509, ны­не – в Ште­де­левском ин-те ис­кусств, Франк­фурт-на-Май­не). Ори­ен­та­ция на ни­дерл. иск-во 15 в. ощу­ща­ет­ся в не­боль­ших «ка­би­нет­ных» про­из­ве­де­ни­ях, на­пи­сан­ных для вы­со­ко­по­став­лен­ных за­каз­чи­ков («Ро­ж­де­ст­во Хри­ста», 1515–20, КГ, Дрез­ден). В кон. 1500-х гг. К. об­ра­тил­ся к ми­фо­ло­гич. те­мам, где гу­ма­ни­стич. идеа­лы трак­то­ва­ны в ди­дак­тич. клю­че, эти­че­ская про­бле­ма­ти­ка ак­цен­ти­ро­ва­на в со­про­во­ж­даю­щих кар­ти­ну лат. над­пи­сях («Ве­не­ра и Амур», 1509, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Ним­фа ис­точ­ни­ка», 1518, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Лейп­циг). Важ­ное ме­сто в твор­че­ст­ве К. про­дол­жа­ют за­ни­мать порт­ре­ты как офиц. ха­рак­те­ра (гер­цо­га Ген­ри­ха Бла­го­чес­ти­во­го и Ка­та­ри­ны Мек­лен­бург­ской, 1514, КГ, Дрез­ден), так и не­боль­шие, ин­тим­ные по со­дер­жа­нию (бур­го­ми­ст­ра г. Вай­сен­фельс, 1515, Гос. му­зеи, Бер­лин).

В нач. 1520-х гг. Вит­тен­берг стал цен­тром Ре­фор­ма­ции. Сбли­зив­шись с М. Лю­те­ром, К. стал прак­ти­че­ски его офиц. порт­ре­ти­стом. В гра­ви­ро­ван­ных и жи­во­пис­ных порт­ре­тах Лю­те­ра, про­па­ган­ди­рую­щих его уче­ние и био­гра­фию, пред­став­лял его в разл. об­раз­ах: гу­ма­ни­ста, ре­фор­ма­то­ра, свя­того и т. д. В порт­ре­тах, соз­дан­ных в Вит­тен­бер­ге, К. не уг­луб­лял­ся в пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ку мо­де­ли, ог­ра­ни­чи­ва­ясь сум­мар­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем её внеш­них черт и уде­ляя осо­бое вни­ма­ние за­ост­рён­но­сти ха­рак­те­ри­сти­ки об­раза. В жен­ских порт­ре­тах К. стре­мил­ся к соз­да­нию иде­аль­но­го ти­па: ли­ца с уз­ки­ми рас­ко­сы­ми гла­за­ми, ост­рым под­бо­род­ком и слад­кой улыб­кой. С 1530-х гг. мно­жат­ся ра­бо­ты на ре­ли­ги­оз­ные и ан­тич­ные сю­же­ты, где чер­ты ма­нер­но­сти пе­ре­пле­та­ют­ся с влия­ния­ми позд­не­го­тич. иск-ва (см. илл. к ст. Иу­дифь). К. за­ни­мал­ся так­же кси­ло­гра­фи­ей (гра­вю­ры на сю­же­ты Свя­щен­но­го Пи­са­ния и ан­тич­ной ми­фо­ло­гии).

Мно­го­об­раз­ная дея­тель­ность К. при сак­сон­ском дво­ре (ра­бо­тал как при­двор­ный ху­дож­ник, кос­тю­мер и де­ко­ра­тор), соз­да­ние им собств. ап­теч­но­го и ти­по­граф­ско­го дел от­вле­ка­ли художника от за­ня­тий жи­во­пи­сью, что по­бу­ди­ло его ор­га­ни­зо­вать круп­ную мас­тер­скую, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­шую т. н. стиль К. Её роль всё силь­нее об­на­ру­жи­ва­ет­ся с кон. 1520-х гг., ко­гда уче­ни­ки и по­сле­до­ва­те­ли на­чи­на­ют ти­ра­жи­ро­вать про­из­ве­де­ния с мар­ки­ров­кой мас­те­ра (по­жа­ло­ван­ный К. кур­фюр­стом в 1508 герб – кры­ла­тый дра­кон).

В вит­тен­берг­ской мас­тер­ской К. ра­бота­ли два его сы­на и уче­ни­ка. Ханс Кра­нах (ок. 1513, Вит­тен­берг – 9.10.1537, Бо­ло­нья) был весь­ма та­лант­ли­вым и пло­до­ви­тым ху­дож­ни­ком; све­де­ний о его жиз­ни поч­ти не со­хра­ни­лось. Стиль ат­ри­бу­ти­ро­ван­ных ему кар­тин не име­ет прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чий от ра­бот его от­ца. Лу­кас Кра­нах Млад­ший (4.10.1515, Вит­тен­берг – 25.1.1586, Вей­мар) унас­ле­до­вал по­сле 1553 мас­тер­скую от­ца. В его про­из­ве­де­ни­ях, так­же ори­ен­ти­ро­ван­ных на «стиль К.», про­яви­лись тен­ден­ции к схе­ма­ти­за­ции ком­по­зи­ций, к ув­ле­че­нию под­роб­но­стя­ми и уси­ле­нию де­ко­ра­тив­ных черт.

Лит.: Гер­шен­зон-Че­го­дае­ва Н. М. Л. Кра­нах. М., 1933; L. Cranach der Ältere: Der Künstler und seine Zeit / Hrsg. H. Lüdecke. B., 1953; Ruhmer E. Cranach. N. Y., 1963; Jahn J. L. Cra­nach der Ältere: Das gesamte graphische Werk. Münch., 1972; Либ­ман М. Я. Дю­рер и его эпо­ха. М., 1972; Не­ми­лов А. Н. Л. Кра­нах Стар­ший. М., 1973; Friedländer M. J., Ro­sen­berg J. The paintings of L. Cranach. L., 1978; Ша­де В. Кра­на­хи – се­мья ху­дож­ни­ков. М., 1987; Hinz B. L. Cranach der Ältere. Reinbek bei Hamburg, 1993; Montout M.-H. Cranach l’Ancien et le Jeune. Reims, 1994; Brink­mann B. Cranach der Ältere. Fr./M., 2007.

Вернуться к началу