Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОРИФЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 314

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Я. Л. Забудская

КОРИФЕ́Й (греч. ϰορυφαῖος – пред­во­ди­тель, на­чаль­ник), 1) пред­во­ди­тель хо­ра в ди­фи­рам­бе и ан­тич­ной дра­ме. Вы­де­ле­ние К. («гла­вы, за­пе­ва­лы») из хо­ра, ис­пол­няв­ше­го ди­фи­рам­бы, счи­та­ет­ся осн. эта­пом в ста­нов­ле­нии жан­ра дра­мы и свя­зы­ва­ет­ся с дея­тель­но­стью Арио­на. Ди­фи­рам­би­че­ский хор, вы­сту­пав­ший на еже­год­ных муз. со­стя­за­ни­ях (му­си­че­ских аго­нах), обыч­но со­сто­ял из 50 уча­ст­ни­ков (хо­рев­тов) и об­ра­зо­вы­вал круг с К. в цен­тре; хор тра­ге­дии (от 12 до 15 чел.) вы­страи­вал­ся на ор­хе­ст­ре пря­мо­уголь­ни­ком с К. в се­ре­ди­не пер­вой ше­рен­ги, об­ра­щён­ной к зри­те­лям.

В дра­ме К. вы­пол­нял неск. функ­ций: при вы­хо­де хо­ра на ор­хе­ст­ру дек­ла­ми­ро­вал час­ти хо­ро­вых пар­тий, на­пи­сан­ных мар­ше­вы­ми ана­пе­ста­ми; в эпи­со­ди­ях от ли­ца хо­ра уча­ст­во­вал в диа­ло­ге; неск. обоб­щаю­щих сти­хов К. за­вер­ша­ли пред­став­ле­ние. При ис­пол­не­нии ли­рич. час­тей К. за­да­вал ритм и ме­ло­дию хо­ро­вых пе­сен и тан­цев. Уже в ан­тич­но­сти сло­во «К.» ста­ло упот­реб­лять­ся в смыс­ле «вы­со­чай­ший, вы­даю­щий­ся» в кон­тек­стах, где речь не идёт соб­ст­вен­но о хо­ре.

2) В ба­ле­те К. (ко­ри­фей­ка) – тан­цов­щик (тан­цов­щи­ца) кор­де­ба­ле­та, вы­сту­паю­щий в пер­вой ли­нии и ис­пол­няю­щий отд. не­боль­шие тан­цы; в му­зы­ке – ис­пол­ни­тель соль­ной во­каль­ной пар­тии в хо­ро­вом про­из­ве­де­нии (в этих зна­че­ни­ях тер­мин встре­ча­ет­ся ред­ко).

Лит.: Flickinger R. C. The Greek theater and its drama. Chi., 1936; Ан­нен­ский И. Ф. Ис­то­рия ан­тич­ной дра­мы. СПб., 2003.

Вернуться к началу