Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РДОВА

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 244

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Соловьёв
Кордова. Панорама города.
Кордова. Церковь Святой Терезы монастыря кармелиток.1717.

КО́РДОВА (Córdoba), го­род в Ар­ген­ти­не, адм. центр пров. Кор­до­ва. Нас. 1531,5 тыс. чел. (2009), вто­рой по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род стра­ны по­сле Бу­энос-Ай­ре­са. С со­сед­ни­ми го­ро­да­ми (Ла-Ка­ле­ра, Ви­лья-Аль­ен­де, Рио-Се­баль­ос, Ун­ки­льо и др.) об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию Боль­шая Кор­до­ва с нас. 1819,5 тыс. чел. Распо­ло­жен в пре­де­лах Пам­пы (ср. выс. 360–480 м), близ под­но­жия хреб­та Пам­пин­ские сьер­ры; че­рез го­род про­те­ка­ет р. Су­кия с при­то­ком Кань­я­да. Ж.-д. со­об­ще­ние с го­ро­да­ми Бу­энос-Ай­рес, Ро­са­рио и Ту­ку­ман. Стро­ит­ся (2009) ско­ро­ст­ная ж. д. Бу­энос-Ай­рес – Ро­са­рио – Кор­до­ва (макс. ско­рость дви­же­ния до 350 км/ч). Ав­то­до­ро­га­ми со­еди­нён с круп­ней­ши­ми го­ро­да­ми Пам­пы (Ро­са­рио, Бу­энос-Ай­рес) и се­ве­ро-за­па­да стра­ны (Сан­ть­я­го-дель-Эс­те­ро, Ту­ку­ман, Саль­та). Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт «Ин­хень­е­ро Аэ­ро­нау­ти­ко Ам­бро­сио Л. В. Та­ра­вел­ла» (на се­ве­ре К.).

Ос­но­ван в 1573 исп. кон­ки­ста­до­ром Х. Л. де Каб­ре­рой как Кор­до­ва-де-ла-Ну­эва-Ан­да­лу­сия (Córdoba de la Nueva An­da­lucía; по на­зва­нию исп. го­ро­да). С 1599 в К. дей­ст­ву­ет кол­ле­гия ие­зуи­тов. В кон. 18 в. раз­ви­ва­ет­ся как центр круп­но­го аг­рар­но­го рай­она. При­ток во 2-й пол. 19 в. итал., франц. и англ. им­ми­гран­тов, строи­тель­ст­во же­лез­ной до­ро­ги, со­еди­нив­шей К. с Ро­са­рио и Бу­энос-Ай­ре­сом (1863–70), ста­нов­ле­ние бан­ков­ско­го де­ла пре­вра­ти­ли К. в круп­ней­ший по­сле сто­ли­цы тор­го­во-транс­порт­ный центр стра­ны. Раз­ви­тие К. как ин­ду­ст­ри­аль­но­го цен­тра на­ча­лось по­сле соз­да­ния авиац. за­во­да «Fábrica Mi­litar de Aviones» (1927); во 2-й пол. 20 в. фир­ма «Aeronáutica Militar» (быв. «Fáb­rica Militar de Aviones») с при­влече­ни­ем ино­стран­но­го (амер., ев­роп.) ка­пи­та­ла на­ча­ла соз­да­вать круп­ные мно­го­про­филь­ные пром. пред­при­ятия. В 1969 К. – центр мас­со­вых ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ных вы­сту­п­ле­ний (см. Кор­до­ба­со 1969).

К. – важ­ный центр ту­риз­ма. В пла­не го­род пред­став­ля­ет поч­ти пра­виль­ную ок­руж­ность. Пря­мо­уголь­ная пла­ни­ров­ка (осо­бен­но в цен­тре го­ро­да) ос­лож­не­на мно­го­числ. лу­ча­ми рас­хо­дя­щих­ся из цен­тра аве­нид. В ста­рой час­ти К., на пра­во­бе­ре­жье р. Су­кия, со­хра­ни­лись по­строй­ки ко­ло­ни­аль­но­го пе­рио­да, в т. ч. со­бор (за­ло­жен в 1573, стро­ил­ся в 1680–1758, ар­хи­тек­то­ры Х. Гон­са­лес Мер­гель­те, А. Блан­ки; ба­роч­ные баш­ни и ку­пол – 1758, арх. В. Мунь­ос), об­шир­ный ком­плекс ие­зу­ит­ской мис­сии и ц. Ла-Ком­па­нья-де-Хе­сус, увен­чан­ная сфе­рич. де­рев. ку­по­лом (1640–76; инж.-арх. Ф. Ле­мер, ка­пел­лы и сво­ды из гну­то­го кед­ра со­ору­же­ны по схе­ме ко­ра­бель­но­го ос­то­ва), мо­на­стырь кар­ме­ли­ток с ц. Св. Те­ре­зы (1717), так­же бо­га­тые до­ма в сти­ле ба­рок­ко. Ком­плекс ие­зу­ит­ских по­стро­ек (в т. ч. зда­ние Нац. ун-та К.) вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия. К ис­то­рич. цен­тру при­мы­ка­ют рай­о­ны но­вой час­ти К. с де­ло­вы­ми квар­та­ла­ми (в т. ч. ком­плекс вы­сот­ных зда­ний, где раз­ме­ща­ют­ся пред­ста­ви­тель­ст­ва бан­ков, ИТ-ком­па­ний) и жи­лой за­строй­кой.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Нац. АН (1869), Нац. ака­де­мия пра­ва и со­ци­аль­ных на­ук (1941). Сре­ди круп­ней­ших ву­зов – Нац. ун-т К. (ос­но­ван в 1613 ие­зуи­та­ми, ста­рей­ший вуз стра­ны, вклю­ча­ет уни­вер­си­тет­скую б-ку Ар­ген­ти­ны, 1614; при ун-те – ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия, 1871; экс­пе­рим. атом­ный ре­ак­тор, а так­же Зоо­ло­гич. му­зей, 1869, Пи­на­ко­те­ка, ху­дож. га­ле­рея; уни­вер­си­тет­ский го­ро­док – ком­плекс из 23 зда­ний в ис­то­рич. цен­тре го­ро­да); Ка­то­ли­че­ский ун-т (1956), Ун-т Бле­за Пас­ка­ля (1990), Ун-т 21 ве­ка (1995); Ин-т аэ­ро­нав­ти­ки (1947), от­де­ле­ние Нац. тех­но­ло­гич. ун-та. Му­зеи: бо­та­ни­че­ский (1870), ми­не­ра­ло­гии и гео­ло­гии (1871), изящ­ных ис­кусств (1916), не­за­ви­си­мо­сти (1916), ес­теств. ис­то­рии «Бар­то­ло­ме Мит­ре» (1919), ис­то­ри­че­ский (1919; в ба­роч­ном зда­нии сер. 18 в., арх. А. Блан­ки) и др. Круп­ней­ший гор. парк – Сар­мь­ен­то. Зоо­ло­гич. сад. Бо­та­нич. сад (1997).

В К. про­хо­ди­ли мат­чи чем­пио­на­та ми­ра (1978) и Куб­ка Аме­ри­ки (1987) по фут­бо­лу, чем­пио­на­та ми­ра по бас­кет­бо­лу сре­ди муж­чин (1990). Фут­боль­ный клуб «Таль­е­рес» – об­ла­да­тель Куб­ка КОНМЕБОЛ (Юж.-амер. фут­боль­ной кон­фе­де­ра­ции) (1999). Бас­кет­боль­ный клуб «Ате­нас» – 8-крат­ный чем­пи­он Ар­ген­ти­ны (1987–2003), по­бе­ди­тель клуб­но­го чем­пио­на­та Юж. Аме­ри­ки (1993, 1994, 1996) и Юж.-амер. ли­ги (1997, 1998, 2004).

К. – один из круп­ней­ших эко­но­мич. цен­тров Ар­ген­ти­ны; в пре­де­лах аг­ло­ме­ра­ции про­из­во­дит­ся ок. 5% ВНП стра­ны. Ок. 80% ра­бо­таю­щих за­ня­то в сфе­ре ус­луг (в т. ч. бан­ков­ское де­ло, ло­ги­сти­ка, тор­гов­ля и ИT-тех­но­ло­гии), ок. 15% – в пром-сти, ок. 5% – в аг­рар­ном сек­то­ре (в пре­де­лах «зе­лё­но­го поя­са» аг­ло­ме­ра­ции). В К. рас­по­ло­же­ны фи­лиа­лы круп­ней­ших ар­ген­тин­ских (Banco Central de la República Argentina, Ban­co de la Nación Argentina и др.) и ино­стран­ных (Citibank, Scotiabank, Lloyds Bank, Société Générale и др.) бан­ков. Бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для ве­де­ния биз­не­са (в т. ч. на­ли­чие ква­ли­фи­ци­ров. кад­ров, вы­со­кий уро­вень раз­ви­тия ин­фра­струк­ту­ры) спо­соб­ст­ву­ют рас­ши­ре­нию сек­то­ра де­ло­вых ус­луг: ве­ду­щие по­зи­ции в раз­ра­бот­ке спе­циа­ли­зир. про­грамм­но­го обес­пе­че­ния при­над­ле­жат фи­лиа­лам амер. ком­па­ний «Electronic Data Systems Corp.» (EDS) и «Santeх Group» («San­tex America S. A.»); дей­ст­ву­ют так­же фи­лиа­лы кор­по­ра­ций «Intel», «Mo­to­ro­la» (ус­лу­ги в об­лас­ти те­ле­ком­му­ни­ка­ций, мо­биль­ной свя­зи и др.).

К. – один из круп­ней­ших ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров стра­ны. Гл. центр нац. авиа­строе­ния: в К. – за­вод ар­гент. ис­сле­до­ва­тель­ской и про­из­вод­ст­вен­ной орг-ции DINFIA («Dirección Nacional de Fab­ri­ca­ciones e Investigaciones Aero­náu­ti­cas»), ко­то­рый пер­вым в Лат. Аме­ри­ке на­чал вы­пус­кать ре­ак­тив­ные са­мо­лё­ты (с 1947); с кон. 20 – нач. 21 вв. со­вме­ст­но и по ли­цен­зи­ям иностр. про­из­во­ди­те­лей авиа­тех­ни­ки – герм. «Dor­nier», амер. «Do­ug­las Aircraft Company»; браз. «Em­braer» – вы­пус­ка­ет ис­тре­би­те­ли, тре­ни­ро­воч­ные и во­ен­но-транс­порт­ные са­мо­лё­ты; так­же осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ре­монт и мо­дер­ни­за­ция авиа­тех­ни­ки, ус­та­нов­ка и об­слу­жи­ва­ние совр. на­ви­га­ци­он­ных сис­тем.

Важ­ней­шее зна­че­ние име­ет ав­то­строе­ние: в К. про­из­во­дит­ся ок. 25% нац. про­дук­ции от­рас­ли. Дей­ст­ву­ют ар­гент. фи­лиа­лы ве­ду­щих ев­роп. ав­то­мо­биль­ных ком­па­ний: франц. «Renault» (за­вод в Сан­та-Иса­бель в 10 км от К., мощ­ность 148,5 тыс. ав­то­мо­би­лей в год), итал. FIAT (ком­плекс в при­го­ро­де К. Фер­рей­ра) и его под­раз­де­ле­ния по вы­пус­ку гру­зо­вой тех­ни­ки «Iveco» (за­вод мощ­но­стью 40 ав­то­мо­би­лей в день; сред­ние гру­зо­ви­ки, зап­ча­сти для тех­ни­ки «Iveco», ко­то­рая экс­плуа­ти­ру­ет­ся в Лат. Аме­ри­ке), герм. «Volkswagen» (т. н. Centro Industrial Córdoba; круп­ней­шее в Ар­ген­ти­не про­из-во ав­то­мо­биль­ных мос­тов и ко­ро­бок пе­ре­дач, а так­же ди­зель­ные дви­га­те­ли, тор­моз­ные дис­ки для ря­да мо­де­лей ав­то­мо­би­лей «Volks­wagen», «Audi», «Seat», «Škoda»; часть про­дук­ции экс­пор­ти­ру­ет­ся). Пред­при­ятие «Materfer – Material Ferro­via­rio S. A.» (в при­го­ро­де К. Фер­рей­ра) спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пус­ке разл. ви­дов ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва – те­п­ло­во­зов и элек­тро­во­зов, ж.-д. ва­го­нов (пас­са­жир­ских и гру­зо­вых), пас­са­жир­ских элек­тро­по­ез­дов для при­го­род­но­го со­об­ще­ния, а так­же ва­го­нов для мет­ро­по­ли­те­на; осу­ще­ст­в­ля­ет ре­монт и мо­дер­ни­за­цию под­виж­но­го со­ста­ва. За­вод «Cerro Mo­tos» по вы­пус­ку мо­то­цик­лов (2007; ком­па­нии «Automotores Cerro S. A.», мощ­ность до 6 тыс. мо­то­цик­лов разл. мо­де­лей в ме­сяц, в т. ч. квад­ро­цик­лы и ску­те­ры). Ма­ши­но­стро­ит. пред­при­ятия вы­пус­ка­ют так­же раз­но­об­раз­ные ви­ды стан­ков (ком­па­ния PROMECOR S. A.), обо­ру­до­ва­ния для де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей и ме­бель­ной, пи­ще­вой пром-сти; ма­ши­ны для очи­ст­ки и шли­фов­ки де­та­лей и по­верх­но­стей разл. ти­па, пром. и ла­бо­ра­тор­ные пе­чи (ти­гель­ные, му­фель­ные, ка­мер­ные), де­та­ли и уз­лы для ди­зель­ных дви­га­те­лей, с.-х. тех­ни­ки («Pel­la­cani S. R. L.»), зуб­ча­тые ме­ха­низ­мы для разл. ти­па транс­пор­тё­ров и др. Пред­при­ятия ме­тал­лур­гии и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки: тру­бо­про­кат­ный за­вод ком­па­нии «Cór­doba Metal S. R. L.» (в т. ч. про­из-во ме­тал­ло­кон­ст­рук­ций и др.), за­вод ме­тал­ло­из­де­лий (ме­тал­лич. уз­лы и де­та­ли пром. при­ме­не­ния), за­вод по про­из-ву из­де­лий из вы­со­ко­твёр­дых спла­вов (ком­па­ния «Tantal Argentina S. R. L.» – из­де­лия из ко­баль­та, вольф­ра­ма и ти­та­на, в т. ч. для ме­тал­лур­гии, неф­те­до­бы­чи); сре­ди др. про­дук­ции – ме­тал­лич. пресс-фор­мы, ар­ма­ту­ра, бал­ки, стерж­ни и др. Про­из-во ми­нер. удоб­ре­ний (пред­при­ятия амер. ком­па­нии «Stoller Interna­tio­nal Inc.» и др.), по­ли­ме­ров и эла­сто­ме­ров (по­ли­эти­лен, по­ли­ами­ды, по­ли­уре­та­ны и др.). Пред­при­ятия пи­ще­вой (му­ко­моль­ной, кон­ди­тер­ской, мо­лоч­ной, мяс­ной; про­из-во со­ков, пи­ва, мяс­ных и овощ­ных кон­сер­вов), тек­стиль­ной, ко­же­вен­но-обув­ной, ме­бель­ной (в т. ч. офис­ная ме­бель) пром-сти. За­вод по обо­га­ще­нию ура­на ком­па­нии «Dioxitek S. A.» (ру­да с ме­сто­ро­ж­де­ния Сан-Ра­фа­эль, пров. Мен­до­са; про­дук­ция пред­на­зна­че­на для АЭС «Atucha-1» и «Embalse»).

В 30 км от К., в Фаль­да-дель-Кар­мен, рас­по­ло­жен н.-и. Кос­ми­че­ский центр сле­же­ния «Тео­фи­ло Та­ба­не­ра» (Centro Es­pacial «Teófilo Tabanera»; центр уп­рав­ле­ния по­лё­та­ми, по­лу­че­ние и об­ра­бот­ка кос­мич. сним­ков и др. ин­фор­ма­ции со спут­ни­ков). В 100 км от К. – АЭС «Em­bal­se» (650 МВт). В ок­ре­ст­но­стях К. еже­год­но про­во­дит­ся «Рал­ли Ар­ген­ти­ны» – этап чем­пио­на­та ми­ра по рал­ли.

Лит.: Buschiazzo M. Estancias jesuíticas de Córdoba. B. Aires, 1969; Córdoba viva: en sus lugares característicos y monumentos históricos. Córdoba, 2006; Castagna E. Arquitectura co­lonial en Córdoba. [B. Aires], 2007; Bischoff E. U. Historia de Córdoba. 5 ed. Córdoba, 2008.

Вернуться к началу