Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́ЛЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Спорт

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 204

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ралли «Дакар», 2013.

РА́ЛЛИ, спор­тив­ные со­рев­но­ва­ния на спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ных ав­то­мо­би­лях или мо­то­цик­лах на точ­ность со­блю­де­ния за­дан­но­го гра­фи­ка дви­же­ния по оп­ре­де­лён­но­му мар­шру­ту. Пер­во­на­чаль­но про­во­ди­лись по ав­то­мо­биль­ным до­ро­гам об­ще­го поль­зо­ва­ния с со­блю­де­ни­ем всех пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и раз­ре­шён­ным мак­си­му­мом ско­ро­сти на спец. уча­ст­ках; впо­след­ст­вии Р. ста­ли про­во­дить­ся и на т. н. за­кры­тых (от об­ще­го дви­же­ния) трас­сах, в т. ч. лес­ных, снеж­ных, ле­до­вых, в пу­сты­нях, го­рах и т. д. Пер­вой в ис­то­рии счи­та­ет­ся гон­ка из Па­ри­жа в Ру­ан (1894). Тер­мин из­вес­тен с гон­ки в Мон­те-Кар­ло (1911). По тер­ри­то­рии Рос­сии в нач. 20 в. про­шли два ис­то­рич. Р. – Пе­кин – Па­риж про­тя­жён­но­стью 16 тыс. км (10.6.1907 – 10.8.1907) и Нью-Йорк – Па­риж – 20 тыс. км (12.2.1908 – 30.7.1908). Вес­ной 1911 со­стоя­лось од­но из пер­вых рос. Р. по мар­шру­ту Мо­ск­ва – Крым. До 2-й ми­ро­вой вой­ны осо­бой по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лось в Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Фран­ции, Швей­ца­рии, ав­то­мо­биль­ные клу­бы ко­то­рых про­во­ди­ли тра­диц. аль­пий­ское Р. (1928–36) с ро­зы­гры­шем спец. при­зов в ин­ди­ви­ду­аль­ном («Glaiser Cup») и ко­манд­ном («Alpine Cup») за­чё­тах. Сре­ди мно­го­чис­лен­ных Р., про­во­ди­мых в Ев­ро­пе с кон. 1940-х – нач. 1950-х гг., од­но из наи­бо­лее из­вест­ных – «Ты­ся­ча озёр» (с 1951; совр. назв. «Рал­ли Фин­лян­дия»). Слож­ные и про­дол­жи­тель­ные Р. про­во­ди­лись так­же в Аф­ри­ке, Юж. Аме­ри­ке, Ка­на­де и др. тер­ри­то­ри­ях.

С 1973 Ме­ж­ду­нар. ав­то­мо­биль­ная фе­де­ра­ция (ФИА) про­во­дит чем­пио­на­ты ми­ра по Р. (в 1970–72 про­хо­ди­ли чем­пио­на­ты ми­ра по Р. сре­ди про­из­во­ди­те­лей); в пер­вом чем­пио­на­те уча­ст­во­ва­ло ок. 300 ма­шин. За­чёт оч­ков по эта­пам Р. про­во­дит­ся от­дель­но по пи­ло­там и про­из­во­ди­те­лям. До 1977 про­во­дил­ся за­чёт толь­ко по про­из­во­ди­те­лям и пер­вым чем­пио­ном стал «Аль­пен Ре­но» («Alpine Renault»). Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во по­бед сре­ди про­из­во­ди­те­лей у итал. «Лан­ча» («Lancia») – 10 (1974–92). Сре­ди ав­то­гон­щи­ков, до­бив­ших­ся наи­боль­ших ус­пе­хов в Р.: С. Лёб (Фран­ция, 9 по­бед в чем­пио­на­тах ми­ра), Т. А. Мя­ки­нен (4), Ю. Кан­кку­нен (оба – Фин­лян­дия, 4), К. Сайнс (Ис­па­ния, 2), В. Рёрль (Гер­ма­ния, 2).

В 1980-х гг. в чем­пио­на­тах де­бю­ти­ро­ва­ла отеч. ко­ман­да «Ла­да» на ав­то­мо­би­ле «Жи­гу­ли». В 2000-е гг. од­ной из силь­ней­ших в ми­ре в за­чё­те гру­зо­ви­ков ста­ла ко­ман­да «КАМАЗ-Мас­тер», ко­то­рая 12 раз (1996–2014) по­бе­ж­да­ла в Р. «Да­кар» (в т. ч. 7 раз в 2000–11, пи­лот В. Г. Ча­гин). По­доб­ные Р. име­ют собств. на­зва­ние и под­раз­де­ля­ют­ся: ба­ха – до 1200 км (до 5 дней), рал­ли-рейд – до 6500 км (до 10 дней), ма­ра­фон – от 6500 км (до 30 дней).

В февр. 2014 на тер­ри­то­рии Рос­сии впер­вые со­сто­ял­ся этап Куб­ка ми­ра (ба­ха) «Рос­сия – Се­вер­ный лес» (Ле­нингр. обл.), в ко­то­ром рос. эки­паж за­нял 2-е ме­сто (пи­лот В. Ва­силь­ев – чем­пи­он Рос­сии в 2013, штур­ман К. Жиль­цов).

См. так­же Ав­то­мо­биль­ный спорт.

Вернуться к началу