Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛУ́ШИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

КЛУ́ШИН Алек­сандр Ива­но­вич [1763 – 11(23).5.1804, Ре­вель, ны­не Тал­лин], рус. дра­ма­тург, по­эт, жур­на­лист. Дво­ря­нин. В 1780–86 на во­ен. служ­бе, в 1788–94 в Ко­мис­сии по строе­нию до­рог в С.-Пе­тер­бур­ге. Вме­сте с И. А. Кры­ло­вым из­да­вал жур­на­лы «Зри­тель» (1792; при уча­стии П. А. Пла­виль­щи­ко­ва), «Санкт-Пе­тер­бург­ский Мер­ку­рий» (1793). Вы­сту­пил в них с се­ри­ей са­ти­рич. очер­ков «Порт­ре­ты» и «Про­гул­ки» и лит.-по­ле­мич. ре­цен­зий. Здесь же опуб­ли­ко­вал б. ч. сво­их сти­хо­тво­ре­ний (в т. ч. напи­сан­ные в под­ра­жа­ние Г. Р. Дер­жа­ви­ну фи­ло­со­фич. оды «Че­ло­век», «Всё прой­дёт» и др.), а так­же сен­ти­мен­таль­ную по­весть «Не­сча­ст­ный М-в» (1793; отд. изд.  1802, под загл. «Вер­те­ро­вы чув­ст­во­ва­ния, или Не­сча­ст­ный М.: ори­ги­наль­ный анек­дот»), в ко­то­рой скон­та­ми­ни­ро­ва­ны сю­жет­ные мо­ти­вы «Но­вой Элои­зы» Ж. Ж. Рус­со (лю­бов­ная связь бед­но­го учи­те­ля и знат­ной уче­ни­цы) и «Стра­да­ний юно­го Вер­те­ра» И. В. Гёте (са­мо­убий­ст­во как след­ст­вие чрез­мер­ной чув­ст­ви­тель­но­сти).

Выс­шее дос­ти­же­ние К.  сти­хотв. коме­дия «Смех и го­ре» (1793), са­ти­рич. кар­ти­на нра­вов свет­ско­го об­ще­ст­ва, в ко­то­ром гос­под­ству­ют об­ман и при­твор­ст­во. Не­пра­вед­ное и не­ле­пое его уст­рой­ст­во – пред­мет «сме­ха и го­ря» Хо­хо­тал­ки­на и Плак­си­на, «мни­мых фи­ло­со­фов», так­же но­ся­щих фаль­ши­вые ли­чи­ны (при­твор­ст­во­вать у К. вы­ну­ж­де­ны да­же по­ло­жи­тель­ные пер­со­на­жи, в про­тив­ном слу­чае об­ре­чён­ные на по­ра­же­ние). Фи­наль­ная сце­на мас­ка­ра­да под­чёр­ки­ва­ет гл. идею пье­сы. В од­но­акт­ной ко­ме­дии К. «Ал­хи­мист» (1793, опубл. в 1950) бла­го­ра­зум­но­му ге­рою то­же при­хо­дит­ся пред­ста­вать в чу­жом об­ли­ке, что­бы от­вра­тить дру­га от его па­губ­но­го ув­ле­че­ния (од­но­му ак­тё­ру здесь от­ве­де­но семь ро­лей).

В 1799 К. по­лу­чил долж­ность цен­зо­ра рус. пьес при Ди­рек­ции имп. те­ат­ров, в 1800 стал так­же ин­спек­то­ром рус. труп­пы. В 1803 вы­шел в от­став­ку. В 1800 К. пе­ре­ра­бо­тал и са­мо­воль­но из­дал ко­мич. опе­ру И. А. Кры­ло­ва «Аме­ри­кан­цы» (ис­ход­ный текст не сох­ра­нил­ся), что ста­ло од­ной из при­чин раз­ры­ва их дру­же­ских от­но­ше­ний. Позд­ние пье­сы К.  про­за­ич. пе­ре­дел­ки с франц. ори­ги­на­лов: ко­ме­дия «Ус­луж­ли­вый» (из А. Н. де Ла Саля, 1800), дра­ма «Суд ца­ря Со­ло­мо­на» (1801, из Л. Ш. Ке­нье) и др.

Соч.: Рус­ская ко­ме­дия и ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. M.; Л., 1950. С. 465–483; По­эты XVIII в. 2-е изд. Л., 1972. Т. 2. С. 321–368; Рус­ская сен­ти­мен­таль­ная по­весть. М., 1979. С. 119–141; Сти­хо­твор­ная ко­ме­дия, ко­ми­че­ская опе­ра, во­де­виль кон­ца XVIII – на­ча­ла XIX в. Л., 1990. Т. 1. С. 442–541.

Лит.: Бер­ков П. Н. Ис­то­рия рус­ской ко­ме­дии XVIII в. М.; Л., 1977; И. А. Кры­лов в вос­поми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1982.

Вернуться к началу