«КЁР-ОГЛЫ́»
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«КЁР-ОГЛЫ́» («Кёр-оглу», «Гёр-оглы» и др.), героич. эпос народов Ближнего Востока и Ср. Азии. Сложился в кон. 16 – нач. 17 вв. Прототипом героя эпоса считается один из лидеров повстанцев ашык (ашуг) Кёр-оглу, происходивший из туркм. племени теке, которое жило на территории Турции. Существуют западные (адж., азерб., арм., гагаузские, груз., курд., тур. и др.) и восточные (туркм., узб., казах., тадж. и др.) версии «К.-о.»; всего зафиксировано 13 версий у народов разной этнич. принадлежности. Герой зап. версий – воин и поэт, нар. мститель и благородный разбойник Кёр-оглу, или Кор-оглы (Сын слепца); историч. фоном зап. версий служат события т. н. джелялийской смуты – серии мощных восстаний в Анатолии, Сев. Ираке и Сирии во 2-й пол. 16 в. Появившиеся позднее вост. версии менее историчны, в них преобладает лирич. тематика; их герой – справедливый и мудрый правитель Гор-оглы, или Гур-угли (Сын могилы).
Исполнительская традиция – гл. обр. в рамках дастана. Преобладает речитирование (в основе – одностиховые формульные напевы), в ряде нац. традиций сказитель – дастанчи, ашуг – аккомпанирует себе на струнном щипковом инструменте: сазе, дутаре, домбре. Характерно также чередование речитирования с пением (песенные фрагменты, связанные с лирич. тематикой, особенно распространены в азерб. и туркм. традициях) и инструментальными наигрышами (напр., вступление к дастану). Исполняется частями, заключающими в себе отд. сюжеты (напр., «Рождение Кёр-оглы»). В азерб. и туркм. дастанной традиции существуют программные инструментальные пьесы, исполняемые на дутаре или тюйдуке, соответствующие к.-л. эпизоду эпоса [«Боевая песня Кёр-оглы»; «Приди, мой Кыр-ат» (плач Кёр-оглы по убежавшему коню, с которого он упал во время боя) и др.].