Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 747

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАНТ (от лат. cantus – пе­ние, пес­ня), пе­сен­ный жанр, рас­про­стра­нён­ный в Рос­сии, Ук­раи­не и Бе­ло­рус­сии в сер. 17 – 18 вв. Осн. при­зна­ки жан­ра – трёх­го­ло­сие с па­рал­лель­ным дви­же­ни­ем 2 верх­них го­ло­сов и ба­сом, соз­даю­щим гар­мо­нич. опо­ру, квад­рат­ность груп­пи­ров­ки так­тов. Ме­ло­дич. сти­ли­сти­ка близ­ка пар­тес­но­му кон­цер­ту (см. Пар­тес­ное пе­ние). Ра­нее дру­гих воз­ник­ли К. на ду­хов­ные тек­сты – псаль­мы. К. па­не­ги­ри­че­ские и бы­то­вые рас­про­стра­ни­лись в цар­ст­во­ва­ние Пет­ра I, в ру­ко­пис­ных сб-ках за­пи­сы­ва­лись в пя­ти­ли­ней­ной но­та­ции, со­хра­ня­лись в гор. бы­ту до кон. 18 в. В боль­шин­ст­ве К. сло­ва и му­зы­ка ано­ним­ны; ав­то­ра­ми му­зы­ки мн. «пет­ров­ских» кан­тов бы­ли го­су­да­ре­вы пев­чие дья­ки, сре­ди них – Ва­си­лий Ти­тов. Па­не­ги­ри­че­ские К. (они же – пат­рио­тич., при­вет­ст­вен­ные) и их раз­но­вид­ность – ви­ват­ные, или «ви­ва­ты» (от лат. vivat – да здрав­ст­ву­ет), ис­пол­ня­лись в тор­же­ст­вен­ных слу­ча­ях: во вре­мя разл. празд­неств и при­двор­ных приё­мов, ими на­чи­на­лись и за­кан­чи­ва­лись три­ум­фаль­ные ше­ст­вия по слу­чаю во­ен. по­бед, за­клю­че­ния ми­ра (напр., К. «Ра­дуй­ся Рос­ко зем­ле» на за­клю­че­ние Ни­штадт­ско­го ми­ра 1721). Пе­лись хо­ром или груп­пой пев­цов (напр., пев­чи­ми дья­ка­ми), ино­гда со­про­во­ж­да­лись иг­рой на ду­хо­вых ин­ст­ру­мен­тах, а так­же ко­ло­коль­ным зво­ном, пу­шеч­ной паль­бой, фей­ер­вер­ком. Для это­го ро­да К. ха­рак­тер­ны фан­фар­ная ме­ло­ди­ка, ру­ла­ды в верх­них го­ло­сах на сло­вах «ви­ват», «осан­на», «мно­гая ле­та», ими­та­ци­он­ные пе­ре­клич­ки. Со­глас­но Н. Ф. Фин­дей­зе­ну, не­ко­то­рые ви­ват­ные К. пет­ров­ско­го вре­ме­ни бы­ли за­им­ст­во­ва­ны из «то­гдаш­не­го поль­ско­го при­двор­но­го оби­хо­да». Те­ма­ти­ка бы­то­вых К. раз­лич­на: мо­ре­ход­ная («Бу­ря мо­ре раз­ды­ма­ет»), ли­рич., в т. ч. лю­бов­ная («На го­рах Вал­дай­ских си­дел Апол­лон»), шу­точ­ная, из­вест­ны К. о при­ро­де («Вес­на ка́­тит, зи­му ва́­лит») и др. Бы­то­вые К. бы­ли из­люб­лен­ной фор­мой му­зи­ци­ро­ва­ния сред­них сло­ёв гор. на­се­ле­ния до кон. 18 в. (сре­ди ав­то­ров сти­хов – В. К. Тре­диа­ков­ский, М. В. Ло­мо­но­сов, А. П. Су­ма­ро­ков). Ока­за­ли влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние ро­ман­са и др. жан­ров гор. пе­сен­ной куль­ту­ры.

Изд.: Му­зы­ка на Пол­тав­скую по­бе­ду / Сост., пуб­ли­ка­ция, ис­сле­до­ва­ние и ком­мент. В. В. Про­то­по­по­ва. М., 1973 (Па­мят­ни­ки рус­ско­го му­зы­каль­но­го ис­ку­ст­ва. Вып. 2).

Лит.: Фин­дей­зен Н. Очер­ки по ис­то­рии му­зы­ки в Рос­сии с древ­ней­ших вре­мен до кон­ца XVIII в. М., 1928. Т. 1. Вып. 3; Ли­ва­но­ва ТН. Рус­ская му­зы­каль­ная куль­ту­ра XVIII в. в ее свя­зях с ли­те­ра­ту­рой, те­ат­ром и бы­том. М., 1952. Т. 1 [с нот­ным при­ло­же­ни­ем]; Ор­ло­ва Е. О тра­ди­ци­ях кан­та в рус­ской му­зы­ке // Тео­ре­ти­че­ские на­блю­де­ния над ис­то­ри­ей му­зы­ки. М., 1978; Кел­дыш Ю. В. Ран­ний рус­ский кант // Кел­дыш Ю. В. Очер­ки и ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии рус­ской му­зы­ки. М., 1978; он же. Вне­куль­то­вая ду­хов­ная пес­ня // Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1983. Т. 1; он же. Пес­ня в ру­ко­пис­ных сбор­ни­ках // Там же. М., 1984. Т. 2; Бейли Дж. Стихосложение рус­ского «канта» с кон. XVII в. до сер. XVIII в. // Бейли Дж. Избр. статьи по рус­скому литературному стиху. М., 2004.

Вернуться к началу