Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАВКА́ЗСКАЯ АЛБА́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 359

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Арапов

КАВКА́ЗСКАЯ АЛБА́НИЯ (арм. – Алу­анк, ара­бо-перс. – Ар­ран), древ­нее го­су­дар­ст­во в Вост. За­кав­ка­зье. За­ни­ма­ла зем­ли в ниж­нем те­че­нии рек Аракс и Ку­ра, ох­ва­ты­ва­ла сев. об­лас­ти совр. Азер­бай­джа­на и зна­чит. часть Да­ге­ста­на, дос­ти­га­ла по­бе­ре­жья Кас­пий­ско­го мо­ря. На­се­ле­ние К. А. (ал­бан­цы, уди­ны, гар­га­ры, ги­лы, ле­ги и др.) го­во­ри­ло на язы­ках лез­гин­ской вет­ви на­хско-да­ге­стан­ской се­мьи. Гос-во сфор­ми­ро­ва­лось ко 2 в. до н. э. на ос­но­ве объ­е­ди­не­ния 26 пле­мён. До 6 в. н. э. сто­ли­ца К. А. – Ка­ба­ла, за­тем – Бар­да (Пар­тав).

Пер­вое упо­ми­на­ние в ис­точ­ни­ках о кавк. ал­бан­цах свя­за­но с их уча­сти­ем в со­ста­ве перс. войск в бит­ве при Гав­га­ме­лах про­тив ар­мии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го. По све­де­ни­ям ан­тич­ных (Стра­бон и др.), а так­же арм. ав­то­ров (Еги­ше, Мов­сес Хо­ре­на­ци, Ко­рюн и др.), во гла­ве гос-ва стоя­ли ца­ри. Со 2-й пол. 1 в. н. э. в К. А. пра­ви­ла ди­на­стия алб. Ар­ша­ки­дов. За­мет­ную роль иг­ра­ли знать и хра­мо­вое жре­че­ст­во. На­се­ле­ние К. А. (в осн. мас­се – сво­бод­ные об­щин­ни­ки) за­ни­ма­лось плуж­ным зем­ле­де­ли­ем, от­гон­ным ско­то­вод­ст­вом, са­до­вод­ст­вом. В сто­ли­це и др. го­ро­дах (Те­ле­ба, Гел­да, Ге­та­ра, Та­го­да и др.) раз­ви­ва­лись ре­мес­ло и тор­гов­ля. Жи­те­ли К. А. по­кло­ня­лись Лу­не (гл. бо­же­ст­во) и Солн­цу. Ре­лиг. об­ря­ды со­про­во­ж­да­лись жерт­во­при­но­ше­ния­ми. В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. К. А. совм. с Ве­ли­кой Ар­ме­ни­ей и Ибе­ри­ей ве­ла борь­бу с рим. экс­пан­си­ей в За­кав­ка­зье. В 4 в., в пе­ри­од прав­ле­ния ца­ря Ур­най­ра, зна­чи­тель­но рас­ши­ри­лись гра­ни­цы гос-ва (от Гл. Кав­каз­ско­го хреб­та до р. Аракс). По­сле при­ня­тия Ур­най­ром хри­сти­ан­ст­ва оно ста­ло гос. ре­ли­ги­ей. По пре­да­нию, рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва свя­за­но с про­по­вед­нич. дея­тель­но­стью ап. Ели­сея, уче­ни­ка ап. Фад­дея. Алб. цер­ковь воз­глав­лял ав­то­ке­фаль­ный ка­то­ли­кос. В кон. 4 в., по до­го­во­ру ме­ж­ду са­са­нид­ским Ира­ном и Рим. им­пе­ри­ей, К. А., вост. об­лас­ти Ар­ме­нии и Гру­зии пе­ре­шли под власть Са­са­ни­дов. В рай­оне совр. Дер­бен­та был раз­ме­щён са­са­нид­ский гар­ни­зон. По­ли­тич., эко­но­мич. и ре­лиг. дав­ле­ние со сто­ро­ны Са­са­ни­дов ста­ло при­чи­ной Вар­да­на Ма­ми­ко­ня­на вос­ста­ния, ох­ва­тив­ше­го Ар­ме­нию, Ибе­рию и К. А. В 457 вспых­ну­ло вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом алб. ца­ря Ва­че. Это при­ве­ло к уп­разд­не­нию в 461 цар­ской вла­сти и пре­вра­ще­нию К. А. в мар­зпан­ст­во (на­ме­ст­ни­че­ст­во) Са­са­нид­ской дер­жа­вы. В ре­зуль­та­те но­во­го ан­ти­иран­ско­го вос­ста­ния 482–484 власть алб. ца­рей бы­ла вос­станов­ле­на. В 630–705 во гла­ве гос-ва стоя­ли ца­ри из ди­на­стии Ми­хра­ни­дов. В го­ды прав­ле­ния наи­бо­лее из­вест­но­го пред­ста­ви­те­ля этой ди­на­стии Дже­ван­ши­ра по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние алб. пись­мен­ность (по пре­да­нию, соз­да­на Мес­ро­пом Маш­то­цем), раз­ви­ва­лась куль­ту­ра, ис­то­рио­гра­фия (ле­то­пи­сец Мов­сес Ка­лан­ка­туа­ци). С 8 – до кон. 9 вв. К. А. вхо­ди­ла в со­став Араб. ха­ли­фа­та как часть на­ме­ст­ни­че­ст­ва Ар­ми­ния (с цен­тром в Дви­не). К кон. 10 в. К. А. как са­мо­сто­ят. гос-во пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние, её тер­ри­то­рия бы­ла по­де­ле­на ме­ж­ду кня­же­ст­ва­ми и хан­ст­ва­ми Вост. За­кав­ка­зья. Боль­шин­ст­во жи­те­лей быв. К. А. под­верг­лись ис­ла­ми­за­ции, про­во­див­шей­ся сна­ча­ла ара­ба­ми, а с 11 в. тюрк. пра­ви­те­ля­ми.

Лит.: Тре­вер К. В. Очер­ки по ис­то­рии и куль­ту­ре Кав­каз­ской Ал­ба­нии IV в. до н. э. – VII в. н. э. М.; Л., 1959; Мов­сес Ка­ган­кат­ва­ци. Ис­то­рия стра­ны Алу­анк: В 3 кн. Ер., 1984.

Вернуться к началу