Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАБАРДА́

Авторы: К. Ф. Дзамихов

КАБАРДА́, со­ци­аль­но-по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние ка­бар­дин­цев, ох­ва­ты­вав­шее рав­нин­ные и пред­гор­ные тер­ри­то­рии, при­ле­гаю­щие к сев. скло­ну центр. час­ти Глав­но­го, или Во­до­раз­дель­но­го, хреб­та Боль­шо­го Кав­ка­за. В рус. и иностр. ис­точ­ни­ках 16–17 вв. име­ну­ет­ся Ка­бар­дин­ской зем­лёй, Ка­бар­дин­ской Чер­кас­ской зем­лёй, Ка­бар­дин­ским кн-вом, Пя­ти­гор­ским гос-вом, Пя­ти­гор­ски­ми чер­ка­са­ми и т. д. В фольк­лор­ной тра­ди­ции об­ра­зо­ва­ние К. свя­зы­ва­лось с раз­де­ле­ни­ем Чер­ке­сии в 1-й пол. 15 в. на уде­лы сы­новь­я­ми ле­ген­дар­но­го объ­еди­ни­те­ля адыг­ских зе­мель Ина­ла по­сле его смер­ти. По оцен­ке ис­сле­до­ва­те­лей, К. об­ра­зо­ва­лась в 1-й пол. 15 в. в ре­зуль­та­те про­дви­же­ния из При­ку­ба­нья на юго-вос­ток од­но­го из су­бэт­нич. под­раз­де­ле­ний ады­гов. Сло­во «К.» в ис­точ­ни­ках обо­зна­ча­ло тер­ри­то­рию, а не на­се­ляв­ших её жи­те­лей, ко­то­рые по-преж­не­му на­зы­ва­ли се­бя ады­ге и со­хра­ня­ли тес­ные свя­зи с ос­таль­ны­ми ады­га­ми (чер­ке­са­ми).

В пе­ри­од макс. рас­ши­ре­ния К. в 16–17 вв. её пра­ви­те­ли пре­тен­до­ва­ли на во­ен­но-по­ли­тич. кон­троль и сю­зе­ре­ни­тет над зем­ля­ми от р. Ку­ма до её впа­де­ния в Со­ля­ные озё­ра на за­па­де и вплоть до устья Те­ре­ка на вос­то­ке. На юге зем­ли К. при­мы­ка­ли к Глав­но­му, или Во­до­раз­дель­но­му, хреб­ту. Сев. гра­ни­цы К. в степ­ном Пред­кав­ка­зье бы­ли наи­бо­лее под­виж­ны­ми и оп­ре­де­ля­лись в 16–17 вв. со­от­но­ше­ни­ем сил К., Но­гай­ской Ор­ды и кал­мы­ков, а со 2-й пол. 18 в. – про­дви­же­ни­ем рос. войск на Кав­ка­зе и пе­ре­ме­ще­ни­ем вай­нах­ско­го и осе­тин­ско­го на­се­ле­ния с гор в пред­го­рья и на рав­ни­ну. На­се­ле­ние К. к сер. 18 в. со­став­ля­ло (по при­бли­зит. оцен­кам) 350 тыс. чел., к нач. 1830-х гг. в ре­зуль­та­те во­ен. опе­ра­ций рос. войск, ухо­да зна­чит. групп на­се­ле­ния за р. Ку­бань и эпи­де­мии чу­мы зна­чи­тель­но со­кра­ти­лось и на­счи­ты­ва­ло ок. 30 тыс. чел.

На ос­но­ве ком­плекс­но­го зем­ле­дель­че­ско-ско­то­водч. хо­зяй­ст­ва и свя­зан­но­го с ним под­виж­но-осед­ло­го об­раза жиз­ни в К. сло­жил­ся об­ществ. строй феод. ти­па, не пре­тер­пев­ший су­ще­ст­вен­ных из­ме­не­ний до кон. 18 в. По­сто­ян­ная внеш­няя уг­ро­за и внутр. усо­би­цы при­ве­ли к «вое­ни­за­ции» прак­ти­че­ски всех сло­ёв ка­бард. об­ще­ст­ва. На вер­ши­не феод. ле­ст­ни­цы стоя­ли кня­зья (пши), воз­во­див­шие свои ро­ды к еди­но­му ро­до­на­чаль­ни­ку – Ина­лу. При­бли­зи­тель­но до нач. 16 в. К. на­хо­ди­лась под вла­стью од­но­го кня­зя. В на­сту­пив­ший за­тем пе­ри­од феод. раз­дроб­лен­но­сти офор­ми­лись 4 кня­же­ских уде­ла: соб­ст­вен­но Къэ­бар­дей во гла­ве с кн. Бес­ла­ном Джан­хо­то­вым, Ида­рей, Талъ­о­ста­ней и Джы­лахъ­ста­ней, воз­глав­ляе­мые со­от­вет­ст­вен­но князь­я­ми Ида­ром, Талъ­о­ста­ном и Джы­лахъ­ста­ном. На ру­бе­же 17 в. в са­мо­сто­ят. по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ние вы­де­ли­лась Ма­лая Ка­бар­да, вклю­чив­шая кня­же­ские уде­лы двух вет­вей ро­да Клех­ста­на – Му­да­ро­вых и Ах­ло­вых – и удел ро­да Талъ­о­ста­на. Не­смот­ря на раз­дроб­лен­ность, со­хра­ня­лись осу­ще­ст­в­ляв­шие но­ми­наль­ный кон­троль над всей К. по­ли­тич. ин­сти­ту­ты: вер­хов­ный князь (пщы­шхуэ, пщыу­а­лий), со­слов­но-пред­ста­вит. со­б­ра­ние (ха­сэ) и выс­шая су­деб­ная ин­стан­ция (хей). Вер­хов­но­го ка­бард. кня­зя из­би­ра­ли по­жиз­нен­но на со­ве­те всей ка­бард. зем­ли с со­блю­де­ни­ем оче­рёд­но­сти ме­ж­ду отд. кня­же­ски­ми ли­ния­ми. Вер­хов­ный князь воз­глав­лял ис­пол­нит. власть, пред­се­да­тель­ст­во­вал на ха­сэ и в вер­хов­ном су­де, осу­ще­ст­в­лял над­зор за вы­пол­не­ни­ем их ре­ше­ний, пре­се­кал на­ру­ше­ния, ор­га­ни­зо­вы­вал взи­ма­ние по­шли­ны и на­ло­гов, яв­лял­ся глав­но­ко­манд. объ­е­ди­нён­ны­ми воо­руж. си­ла­ми. В слу­чае смер­ти вер­хов­но­го кня­зя его пре­ем­ни­ком, как пра­ви­ло, из­би­рал­ся сле­дую­щий по стар­шин­ст­ву брат, а ес­ли в рам­ках дан­но­го кня­же­ско­го ро­да не ока­зы­ва­лось пре­тен­ден­тов на ве­ли­ко­кня­же­скую власть, то Боль­шая ха­сэ про­во­ди­ла вы­бо­ры сре­ди кан­ди­да­тов из др. кня­же­ско­го до­ма Ина­ло­ви­чей. Ме­ж­ду пре­тен­ден­та­ми на вел. кня­же­ние час­то раз­во­ра­чи­ва­лась ожес­то­чён­ная борь­ба, не­ред­ко они об­ра­ща­лись за под­держ­кой к др. го­су­дар­ст­вам.

Мно­го­числ. адыг­ское дво­рян­ст­во (уорк) де­ли­лось на по­том­ст­вен­ное (тле­кот­ле­ши и ди­жи­ну­го) – «ве­ли­ких» кня­же­ских вас­са­лов – и слу­жи­лое (бес­лан-уор­ки, уорк-ша­от­лу­гу­сы и пши­кеу). Пер­вая груп­па дво­рян в ев­роп. до­ку­мен­тах час­то обо­зна­ча­лась как «бла­го­род­ные», в рус­ских – как «име­ни­тые». Они, как и кня­зья, мог­ли по­сту­пать на служ­бу к тур. сул­та­ну, крым­ско­му ха­ну или рус. ца­рю. Бес­лан-уор­ки и пши­кеу бы­ли обя­за­ны слу­жить сво­им князь­ям, за что по­лу­ча­ли «дво­рян­ское да­ре­ние» (уорк­тын), со­сто­яв­шее из кре­по­ст­ных кре­сть­ян, ско­та, цен­но­го ору­жия и пр. На та­ких же ос­но­ва­ни­ях строи­лись от­но­ше­ния ме­ж­ду уорк-ша­от­лу­гу­са­ми и их сень­о­ра­ми – тле­кот­ле­ша­ми и ди­жи­ну­го. Обыч­ное пра­во га­ран­ти­ро­ва­ло лю­бо­му уор­ку воз­мож­ность раз­ры­ва вас­саль­ных от­но­ше­ний со сво­им сю­зе­ре­ном, что, од­на­ко, слу­ча­лось ред­ко, т. к. вы­ра­бо­тан­ный ве­ка­ми ко­декс (уэркъ хаб­зэ) осу­ж­дал по­доб­ный раз­рыв.

Осн. про­из­во­ди­тель­ное на­се­ле­ние К. – кре­сть­я­не (ма­ку­ма­ши­щэ, букв. – воз­де­лы­ва­те­ли се­на и про­са); по ме­ре их за­кре­по­ще­ния они пре­вра­ти­лись в пщитл («кня­же­ский муж­чи­на»), ко­то­рые по пра­во­во­му ста­ту­су раз­де­ля­лись на ка­те­го­рии: огов (об­роч­ных), ла­гу­но­утов («дво­ро­вых»), унау­тов (до­маш­них ра­бов, или «без­об­ряд­ных» хо­ло­пов) и позд­нее – аза­тов (воль­но­от­пу­щен­ни­ков).

Пер­во­на­чаль­но сре­ди на­се­ле­ния К. бы­ло рас­про­стра­не­но язы­че­ст­во. В ус­ло­ви­ях ин­тен­сив­но­го на­тис­ка Крым­ско­го хан­ст­ва с кон. 15 в. в К. про­ник ис­лам. По­сле об­ра­ще­ния в му­суль­ман­ст­во ари­сто­кра­тии К. сре­ди ос­таль­но­го на­се­ле­ния вплоть до кон. 17 в. про­дол­жа­ло пре­об­ла­дать язы­че­ст­во. Ис­лам ут­вер­дил­ся во всех сло­ях об­ще­ст­ва К. в по­след­ней четв. 18 в.

Ме­ж­ду­нар. ста­тус К. оп­ре­де­лял­ся тем, что во­круг Сев. Кав­ка­за с 16 в. скла­ды­вал­ся си­ло­вой тре­уголь­ник, ко­то­рый со­став­ля­ли Ос­ман­ская им­пе­рия (с её вас­са­лом Крым­ским хан­ст­вом), Пер­сия и Рус. гос-во. До кон. 17 в. до­ми­ни­рую­щим бы­ло перс.-тур. со­пер­ни­че­ст­во. К сер. 16 в. дав­ле­ние на адыг­ские на­ро­ды со сто­ро­ны крым­ских ха­нов и тур. сул­та­нов пе­ре­рос­ло в круп­но­мас­штаб­ное на­сту­п­ле­ние. В этой об­ста­нов­ке про­изо­ш­ло сбли­же­ние К. с Рус. гос-вом в свя­зи с их про­ти­во­стоя­ни­ем как Крым­ско­му хан­ст­ву, так и Но­гай­ской Ор­де. Ле­том 1557 в Мо­ск­ву при­бы­ло ка­бард. по­соль­ст­во во гла­ве с Канк­лы­чем Ка­ну­ко­вым с прось­бой о по­мо­щи в про­ти­во­стоя­нии внеш­ним вра­гам. До­го­вор К. с Рус. гос-вом 1557 но­сил со­юз­нич. ха­рак­тер, вме­сте с тем ус­та­но­вив­шие­ся ме­ж­ду ни­ми от­но­ше­ния бы­ли за­щит­но-по­кро­ви­тель­ст­вен­ны­ми, ба­зи­ро­вав­ши­ми­ся на при­зна­нии вза­им­ных прав и обя­зан­но­стей (К. «слу­жит», но слу­жит, бу­ду­чи «в обо­ро­не», а Рус. гос-во её «обо­ро­ня­ет»; в про­тив­ном слу­чае до­го­вор мо­жет быть рас­торг­нут). В 1561 рус. царь Иван IV Ва­силь­е­вич Гроз­ный за­кре­пил по­ли­тич. взаи­мо­от­но­ше­ния с К. же­нить­бой на до­че­ри кн. Тем­рю­ка Ида­ро­ви­ча Ма­рии Тем­рю­ков­не. Про­рус­ская по­зи­ция от­ра­жа­ла по­ли­тич. ин­те­ре­сы не всей пра­вя­щей ка­бард. эли­ты: боль­шой груп­пе зна­ти во гла­ве с кн. Тем­рю­ком Ида­ро­ви­чем про­ти­во­стоя­ла груп­пи­ров­ка во гла­ве с кн. Пше­ап­шо­ко Кай­ту­ки­ным, ори­ен­ти­ро­вав­шая­ся на Крым­ское хан­ст­во. Оп­ре­де­лён­ная часть ка­бард. зна­ти, по всей ве­ро­ят­но­сти, про­яв­ля­ла го­тов­ность к по­ли­тич. ма­нев­ри­ро­ва­нию ме­ж­ду Мо­ск­вой и Бах­чи­са­ра­ем, стре­мясь ис­поль­зо­вать си­туа­цию для со­хра­не­ния су­ве­ре­ни­те­та К. Взаи­мо­от­но­ше­ния К. с Рус. гос-вом оформ­ля­лись при­ся­га­ми (шер­тя­ми). Со 2-й пол. 16 в. рус. царь име­но­вал­ся «го­су­да­рем ка­бар­дин­ских гор­ских чер­кас­ских кня­зей…», од­на­ко К. не бы­ла вклю­че­на в боль­шой цар­ский ти­тул. С 1580-х гг. ка­бар­дин­цы при­чис­ля­лись к ста­ту­су «но­во­при­бы­лых», но рус. вла­сти не рас­смат­ри­ва­ли их как часть под­вла­ст­но­го на­се­ле­ния. Рус. царь и пра­вя­щая знать К. под­дер­жи­ва­ли офиц. взаи­мо­от­но­ше­ния друг с дру­гом гл. обр. на ди­пло­ма­тич. уров­не. В про­цес­се сбли­же­ния адыг­ских на­ро­дов с Рус. гос-вом важ­ную роль сыг­ра­ла дея­тель­ность кня­зей Чер­кас­ских, ко­то­рые на­чи­ная с 1550–1560-х гг. в ран­ге слу­жи­лых кня­зей вхо­ди­ли в со­став пра­вя­щей эли­ты Рус. го­су­дар­ст­ва.

В пе­ри­од прав­ле­ния Пет­ра I рос. по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к К. но­си­ла двой­ст­вен­ный ха­рак­тер. С од­ной сто­ро­ны, рос. пра­ви­тель­ст­во да­ва­ло обе­ща­ния при­нять её в со­став Рос­сии на пра­вах ав­то­ном­но­го кня­же­ст­ва, с дру­гой – бра­ло обя­за­тель­ст­во пе­ред Ос­ман­ской им­пе­ри­ей и Крым­ским хан­ст­вом не вме­ши­вать­ся в де­ла К. и не ис­кать с ней сою­за. Спец. ста­тья Бел­град­ско­го ми­ра 1739 впер­вые в ис­то­рии рус.-тур. от­но­ше­ний за­тра­ги­ва­ла во­прос о К., ко­то­рая бы­ла про­воз­гла­ше­на «воль­ной» и долж­на бы­ла слу­жить «барь­е­ром» ме­ж­ду дву­мя им­пе­рия­ми. В пе­ри­од прав­ле­ния имп. Ека­те­ри­ны II в свя­зи с на­ча­лом во­ен. ко­ло­ни­за­ции Сев. Кав­ка­за с 1760-х гг. на зем­лях ка­бар­дин­цев строи­лись кор­дон­ные ли­нии, во­ен. ук­ре­п­ле­ния и кре­по­сти. По ус­ло­ви­ям Кю­чук-Кай­нард­жий­ско­го ми­ра 1774 К. бы­ла при­зна­на Ос­ман­ской им­пе­ри­ей со­став­ной ча­стью Рос. им­пе­рии. По­сле это­го про­ве­де­ны ме­ро­прия­тия, на­прав­лен­ные на пря­мое под­чи­не­ние ме­ст­но­го на­се­ле­ния кон­тро­лю рос. во­ен. ад­ми­ни­ст­ра­ции на Кавк. ли­нии. В от­вет в К. раз­вер­ну­лись вы­сту­п­ле­ния 1798, 1804, 1810 и 1822. Ши­ро­кий по со­ци­аль­но­му ох­ва­ту ха­рак­тер при­ня­ло ша­ри­ат­ское дви­же­ние 1804–07, вы­дви­нув­шее в про­ти­во­вес тра­диц. ук­ла­ду и рос. су­деб­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­но­му по­ряд­ку идею об­ществ. пе­ре­уст­рой­ст­ва на ос­но­ве со­ци­аль­но-пра­во­вых прин­ци­пов ис­ла­ма. Вы­сту­п­ле­ния бы­ли по­дав­ле­ны рос. вой­ска­ми. Про­цесс вклю­че­ния К. в со­став Рос. им­пе­рии за­вер­шил­ся в 1822 во­ен. экс­пе­ди­ци­ей, воз­глав­ляе­мой ком. Отд. Кавк. кор­пу­са ген. от инф. А. П. Ер­мо­ло­вым, пе­ре­но­сом пе­ре­до­вой кор­дон­ной ли­нии к по­дош­ве Глав­но­го, или Во­до­раз­дель­но­го, хреб­та и уч­ре­ж­де­ни­ем Врем. Ка­бар­дин­ско­го су­да.

Лит.: Бе­ло­ку­ров С. А. Сно­ше­ния Рос­сии с Кав­ка­зом. М., 1889. Вып. 1; Смир­нов Н. А. Ка­бар­дин­ский во­прос в рус­ско-ту­рец­ких от­но­ше­ни­ях XVI–XVIII вв. Наль­чик, 1948; Ка­бар­ди­но-рус­ские от­но­ше­ния в XVI–XVIII вв. М., 1957. Т. 1–2; Ку­ше­ва Е. Н. На­ро­ды Се­вер­но­го Кав­ка­за и их свя­зи с Рос­си­ей. Вто­рая по­ло­ви­на XVI – 30-е гг. XVII в. М., 1963; Гар­да­нов В. К. Об­ще­ст­вен­ный строй адыг­ских на­ро­дов (XVIII – пер­вая по­ло­ви­на XIX в.). М., 1967; Ады­ги, бал­кар­цы и ка­ра­ча­ев­цы в из­вес­ти­ях ев­ро­пей­ских ав­то­ров XIII– XIX вв. Наль­чик, 1974; Маль­ба­хов Б. К., Дза­ми­хов К. Ф. Ка­бар­да во взаи­мо­от­но­ше­ни­ях Рос­сии с Кав­ка­зом, По­вол­жь­ем и Крым­ским хан­ст­вом (се­ре­ди­на XVI – ко­нец XVIII в.). Наль­чик, 1996; Маль­ба­хов Б. К. Ка­бар­да в пе­ри­од от Пет­ра I до Ер­мо­ло­ва (1722–1825). Наль­чик, 1998; он же. Ка­бар­да на эта­пах по­ли­ти­че­ской ис­то­рии (се­ре­ди­на XVI – пер­вая чет­верть XIX в.). М., 2002; Дза­ми­хов К. Ф. Ады­ги в по­ли­ти­ке Рос­сии на Кав­ка­зе (1550-е – на­ча­ло 1770-х гг.). Наль­чик, 2001; он же. Ка­бар­да и Рос­сия в по­ли­ти­че­ской ис­то­рии Кав­ка­за XVI–XVII вв. Наль­чик, 2007.

Вернуться к началу