Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНСТИТУ́Т КРА́СНОЙ ПРОФЕССУ́РЫ

Авторы: Е. В. Никуленкова

ИНСТИТУ́Т КРА́СНОЙ ПРОФЕССУ́РЫ (ИКП), в РСФСР и СССР выс­шее учеб­ное за­ве­де­ние для под­го­тов­ки пре­по­да­ва­те­лей-мар­ксис­тов по об­ществ. нау­кам и парт. ра­бот­ни­ков. Уч­ре­ж­дён 11.2.1921 в Мо­ск­ве и Пет­ро­гра­де, но из-за не­хват­ки пре­по­да­ва­те­лей от­крыл­ся в ок­тяб­ре толь­ко в Мо­ск­ве. На­хо­дил­ся в ве­де­нии Нар­ком­про­са (до 1928), за­тем – ЦИК СССР, об­щее ру­ко­во­дство ин-том осу­ще­ст­в­лял аги­та­ци­он­но-про­па­ган­ди­ст­ский от­дел ЦК РКП(б)/ВКП(б). Пер­во­на­чаль­но имел три от­де­ле­ния – эко­номич., ис­то­рич., фи­ло­соф­ское. В 1924 ор­га­ни­зо­ва­ны под­го­то­вит., пра­во­вое, ес­те­ст­вен­ное, в 1927 – ли­те­ра­тур­ное и исто­ри­ко-пар­тий­ное от­де­ле­ния. Рек­тор ИКП в 1921–32 – М. Н. По­кров­ский. Пре­по­да­ва­те­ли: В. Ф. Ас­мус, Ш. М. Дво­лайц­кий, В. П. Вол­гин, Н. М. Лу­кин, Л. Н. Криц­ман, В. В. Адо­рат­ский, В. И. Нев­ский, И. И. Ру­бин, А. М. Де­бо­рин, П. И. Ля­щен­ко, П. Ф. Пре­об­ра­жен­ский, А. Н. Са­вин, Н. А. Рож­ков, Е. А. Кос­мин­ский, С. Н. Валк, Б. Д. Гре­ков и др. Бес­пар­тий­ные пре­по­да­ва­те­ли «ста­рой шко­лы» ра­бо­та­ли под кон­тро­лем со­труд­ни­ков ин-та – чле­нов ВКП(б). Со 2-й пол. 1920-х гг. про­бле­ма кад­ров ре­ша­лась за счёт собств. вы­пу­ск­ни­ков ИКП (в 1928 в нём пре­по­да­ва­ли 24 «крас­ных про­фес­со­ра»).

Срок обу­че­ния в ИКП со­став­лял 3 го­да. Для по­сту­п­ле­ния в не­го тре­бо­ва­лись (за ред­ким ис­клю­че­ни­ем) член­ст­во в ВКП(б) и оп­ре­де­лён­ный парт. стаж (3 го­да в 1922, 8–10 лет в 1932). Осн. фор­ма обу­че­ния в ИКП в 1920-е гг. – ра­бо­та в «се­ми­на­ри­ях», где слу­ша­те­ли изу­ча­ли эко­но­мич. тео­рию К. Мар­кса, ма­те­риа­ли­стич. и диа­лек­тич. уче­ния, ис­то­рию ре­во­лю­ций, ра­бо­че­го и кре­сть­ян­ско­го дви­же­ния. Ве­лась так­же ис­сле­до­ва­тель­ская ра­бо­та. Обя­зат. ча­стью учеб­но­го про­цес­са в ИКП бы­ла парт. ра­бо­та (аги­та­ци­он­но-про­па­ган­ди­ст­ская дея­тель­ность, пре­по­да­ва­ние в парт­шко­лах и т. д.) и пе­да­го­гич. прак­ти­ка (ве­де­ние кур­сов по сво­ей спе­ци­аль­но­сти в ву­зах и на раб­фа­ках). Во 2-й пол. 1920-х гг. слу­ша­те­ли ИКП ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в борь­бе с оп­по­зиц. те­че­ния­ми в ВКП(б).

В 1930-е гг. вме­сто ИКП на ба­зе его от­де­ле­ний об­ра­зо­ва­ны са­мо­сто­ят. ин-ты крас­ной про­фес­су­ры: ис­то­рич., ис­то­ри­ко-пар­тий­ный, эко­но­мич., фи­ло­со­фии и ес­те­ст­во­зна­ния; аг­рар­ный; ми­ро­во­го хо­зяй­ст­ва и ми­ро­вой по­ли­ти­ки; сов. строи­тель­ст­ва и пра­ва; ли­те­ра­ту­ры, ис­кус­ст­ва и язы­ка; под­го­тов­ки кад­ров и др. Их чис­ло и на­име­но­ва­ния ме­ня­лись. В янв. 1938 ин-ты крас­ной про­фес­су­ры бы­ли рас­фор­ми­ро­ва­ны в хо­де ре­ор­га­ни­за­ции ву­зов­ской сис­те­мы в стра­не. К это­му вре­ме­ни сре­ди пре­по­да­ва­те­лей выс­шей шко­лы, со­труд­ни­ков НИИ и Ака­де­мии на­ук бы­ли прак­ти­че­ски од­ни мар­ксис­ты.

Сре­ди вы­пу­ск­ни­ков ин-тов крас­ной про­фес­су­ры – ис­то­ри­ки Н. Н. Ва­наг, Э. Б. Ген­ки­на, И. И. Минц, А. М. Пан­кра­то­ва, Н. Л. Ру­бин­штейн, С. Г. Том­син­ский; фи­ло­со­фы Н. А. Ка­рев, Ф. В. Кон­стан­ти­нов; парт. и сов. дея­те­ли Н. А. Воз­не­сен­ский, Л. З. Мех­лис, П. Н. По­спе­лов, Я. Э. Стэн.

Ис­точн.: Ра­бо­ты се­ми­на­ри­ев фи­ло­соф­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и ис­то­ри­че­ско­го за 1921–1922 гг. (1 курс) // Тру­ды Ин­сти­ту­та крас­ной про­фес­су­ры. 1923. Т. 1; К ис­то­рии Ин­сти­ту­та крас­ной про­фес­су­ры // Ис­то­ри­че­ский ар­хив. 1958. № 6.

Лит.: Ива­но­ва Л. В. У ис­то­ков со­вет­ской ис­то­ри­че­ской нау­ки (Под­го­тов­ка кад­ров ис­то­ри­ков-мар­ксис­тов 1917–1929 гг.). М., 1968; Алек­сее­ва ГД., Жел­то­ва ГИ. Ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вет­ской сис­те­мы на­уч­но-ис­то­ри­че­ских уч­ре­ж­де­ний (20–30-е гг.). Таш., 1977; Со­ло­вей В. Д. Ин­сти­тут крас­ной про­фес­су­ры: под­го­тов­ка кад­ров ис­то­ри­ков пар­тии в 20–30-е гг. // Во­про­сы ис­то­рии КПСС. 1990. № 12; Ни­ку­лен­ко­ва Е. В. Ин­сти­тут крас­ной про­фес­су­ры и «бу­ха­рин­ская шко­ла» // VI Цар­ско­сель­ские чте­ния. СПб., 2002. Т. 4: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность; она же. Ин­сти­тут крас­ной про­фес­су­ры: струк­ту­ра и ор­га­ни­за­ция учеб­но­го про­цес­са (1921–1930 гг.) // Пе­тер­бург­ская ис­то­ри­че­ская шко­ла. СПб., 2004.

Вернуться к началу