Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИНГЕРМАНЛА́НДИЯ

Авторы: Л. В. Суни

ИНГЕРМАНЛА́НДИЯ (фин. Ин­ке­ри, Inke­ri), ис­то­рич. об­ласть на се­ве­ро-за­па­де Рус. гос-ва, на гра­ни­це со Шве­ци­ей. Назв. «И.» поя­ви­лось в нач. 17 в. в швед­ских, а в 18 в. во­шло в оби­ход и в рус. де­ло­про­из­вод­ст­вен­ных до­ку­мен­тах и обо­зна­ча­ло зем­ли, рас­по­ло­жен­ные от р. Нар­ва (На­ро­ва) на юж. по­бе­ре­жье Фин­ско­го зал. (вклю­чая Иван­го­род, Ям, Ко­по­рье) до юго-зап. При­ла­до­жья с г. Оре­шек, от р. Се­ст­ра (фин. Ра­яй­о­ки) на Ка­рель­ском пе­ре­шей­ке до ли­нии, про­хо­дя­щей от устья р. Плюс­са по р. Лу­га, сред­не­му те­че­нию р. Оре­деж в рай­оне дер. Слу­ди­цы, а так­же час­тич­но по ре­кам Тос­но и Ла­ва. Пл. ок. 15 тыс. км2. Вост. часть этой тер­ри­то­рии с 13 в. в рус. ис­точ­ни­ках на­зы­ва­лась Ижор­ской зем­лёй. Зап. часть – рай­он ис­кон­но­го про­жи­ва­ния во­ди. На­ря­ду с во­дью и ижо­рой в ре­гионе с 10 в. жи­ли слав. пле­ме­на кри­ви­чей и сло­вен, к 16 в. пре­об­ла­даю­щим ста­ло рус. пра­во­слав­ное на­се­ле­ние.

Важ­ное стра­те­гич. по­ло­же­ние ре­гио­на, по­зво­ляв­шее кон­тро­ли­ро­вать мор­ские и тор­го­вые ком­му­ни­ка­ции, пре­вра­ти­ло его в аре­ну не­скон­чае­мых во­ен. кон­флик­тов. В 1583, по ито­гам Ли­вон­ской вой­ны 1558–83, часть тер­ри­то­рии ре­гио­на ото­шла от Рус. гос-ва к Шве­ции, в хо­де рус.-швед. вой­ны 1590–93 воз­вра­ще­на в со­став Рус. гос-ва, в ре­зуль­та­те Швед­ской ин­тер­вен­ции на­ча­ла 17 в., за­кон­чив­шей­ся Стол­бов­ским ми­ром 1617, весь ре­ги­он ока­зал­ся под вла­стью Шве­ции, став её но­вой пров. Ин­гер­ман­ланд (адм. центр – г. Нар­ва), ко­то­рая де­ли­лась на ле­ны. В со­от­вет­ст­вии с ука­зом швед. ко­ро­ля Гус­та­ва II Адоль­фа (1623) в И. ста­ли соз­да­вать­ся лю­те­ран­ские цер­ков­ные при­хо­ды, в 1641 они бы­ли вы­де­лены в отд. Ин­гер­ман­ланд­скую епар­хию, ко­то­рая управ­ля­лась су­пер­ин­тен­дан­том. Во 2-й пол. 17 в. ко­ли­че­ст­во лю­те­ран­ских при­хо­дов втрое пре­вы­си­ло чис­ло пра­во­слав­ных. В 1629 про­вин­ция во­шла в со­став Лиф­лянд­ско­го ген.-гу­бер­на­тор­ст­ва, а в 1641 вме­сте с Ка­ре­ли­ей об­ра­зо­ва­ла отд. ген.-гу­бер­на­тор­ст­во (адм. центр – г. Ню­ен, ны­не его тер­ри­то­рия – в чер­те г. С.-Пе­тер­бург). Зем­ли бы­ли роз­да­ны в лен­ное вла­де­ние швед. ари­сто­кра­тии. Не­смот­ря на обе­ща­ние со­хра­нить пра­во­слав­ную ве­ру, за­кре­п­лён­ное Стол­бов­ским ми­ром, водь, ижо­ру, ка­рел и рус­ских ста­ли на­силь­ст­вен­но об­ра­щать в лю­те­ран­ст­во, что при­ве­ло к их мас­со­во­му бег­ст­ву на тер­ри­то­рию Рус. гос-ва (в осн. в ок­рест­но­сти Нов­го­ро­да и Тве­ри). Вто­рая вол­на ис­хо­да на­се­ле­ния на­ча­лась по­сле рус.-швед. вой­ны 1656–58. К кон. 17 в. ко­рен­ное на­се­ле­ние И. умень­ши­лось в 3 раза. На опус­тев­шие зем­ли на­ча­лось за­се­ле­ние кре­сть­ян из Вост. Фин­лян­дии (позд­нее они ста­ли на­зы­вать­ся фин­ны-ин­гер­ман­ланд­цы). В вост. рай­онах И. (Но­те­бург­ский лен) их до­ля вы­рос­ла с 14% в 1623 до 90% к кон. 17 в. В зап. рай­онах И. (ле­ны Иван­го­род, Ям, Ко­по­рье) к кон. 17 в. этот по­ка­за­тель ко­ле­бал­ся от 46 до 60%. К кон. 17 в. на­се­ле­ние И. со­став­ля­ло св. 40 тыс. чел., 70–75% из ко­то­рых бы­ли лю­те­ра­на­ми.

В хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 тер­ри­то­рия И. вновь бы­ла за­ня­та рос. вой­ска­ми и во­шла в со­став Рос. им­пе­рии по Ни­штадт­ско­му ми­ру 1721. В со­от­вет­ст­вии с гу­берн­ской ре­фор­мой 1708 И. со­ста­ви­ла часть Ин­гер­ман­ланд­ской губ. (с 1710 Санкт-Пе­тер­бург­ская гу­бер­ния).

Лит.: При­бал­тий­ско-фин­ские на­ро­ды Рос­сии. М., 2003; Сто­го­ва Л. Л. Ижор­ская зем­ля: ис­то­ри­че­ская ди­на­ми­ка эт­ни­че­ско­го раз­ви­тия / Из­ве­стия Рус­ско­го гео­гра­фи­че­ско­го об­ще­ст­ва. 2006. Т. 138. Вып. 6.

Вернуться к началу