Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДОМИНА́НТА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 237

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Холопов
Доминанта в мажоре (тональность C-dur).

ДОМИНА́НТА в му­зы­ке, пя­тая сту­пень ла­да (счи­тая вверх от то­ни­ки). В то­наль­ной гар­мо­нии – функ­ция ак­кор­да, осн. тон ко­то­ро­го ле­жит квин­той вы­ше то­ни­ки (см. Функ­ции то­наль­ные). В тео­рии гар­мо­нии про­пис­ная лат. бу­к­ва D слу­жит обо­зна­че­ни­ем как функ­ции Д., так и кон­крет­но­го ак­кор­да – до­ми­нан­то­во­го тре­зву­чия. Кро­ме не­го но­си­те­ля­ми функ­ции Д. яв­ля­ют­ся до­ми­нан­тсеп­так­корд (D7), до­ми­нан­то­вый но­нак­корд (D9) и их ви­до­из­ме­не­ния (пу­тём при­бав­ле­ния дис­со­нан­сов, ли­не­ар­ных и за­мен­ных то­нов, аль­те­ра­ции, про­пус­ка при­мы и др. то­нов), а так­же не­ко­то­рые сход­ные по ро­ли в то­наль­но­сти ак­кор­ды (в ча­ст­но­сти, «дубль-Д.» – ак­кор­ды с уве­ли­чен­ной сек­стой на по­ни­жен­ной II сту­пе­ни):

Тя­го­те­нию Д. в то­ни­ку (T) свой­ст­вен­ны ост­ро­та, ак­тив­ность. См. так­же Ка­ден­ция, Суб­до­ми­нан­та.

Вернуться к началу