Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

DEVО́TIO MODЕ́RNA

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Шатохина-Мордвинцева

DEVО́TIO MODЕ́RNA (лат. devotio mo­der­na – но­вое бла­го­чес­тие), пред­ре­фор­ма­ци­он­ное ду­хов­ное те­че­ние в не­ко­то­рых стра­нах Ев­ро­пы (пре­им. в Ни­дер­лан­дах, а так­же в Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Поль­ше), осо­бен­но­стью ду­хов­ной прак­ти­ки ко­то­ро­го бы­ла идея мир­ско­го ас­ке­тиз­ма – по­ис­ков спа­се­ния не в бег­ст­ве от ми­ра, а в ис­пол­не­нии зем­ных обя­зан­но­стей как ре­лиг. за­по­ве­дей.

На­ча­ло оформ­ле­ния D. M. в Ни­дер­лан­дах от­но­сит­ся к по­след­ней тре­ти 14 в. и свя­за­но с дея­тель­но­стью Г. Гро­та, при­зы­вав­ше­го к воз­вра­ще­нию к про­сто­му, ос­но­ван­но­му на за­ве­тах ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва, ук­ла­ду цер­ков­ной жиз­ни. К кон. 14 в. от­но­сит­ся по­яв­ле­ние в сре­де де­во­тов («бла­го­чес­ти­вые»; ни­дерл. Devo­ten) пер­вых об­щин – «братств об­щей жиз­ни». Чле­ны об­щин жи­ли со­вме­ст­но, прак­ти­ко­ва­ли об­щие тра­пе­зы, труд, общ­ность иму­ще­ст­ва. Ни­ка­ких обе­тов не при­но­си­лось, ка­ж­дый мог вый­ти из «брат­ст­ва» в лю­бое вре­мя. Об­щи­ны де­во­тов (как муж­ские, так и жен­ские) рас­по­ла­га­лись в ча­ст­ных до­мах, не име­ли еди­но­го цен­тра и офи­ци­аль­но ут­вер­ждён­но­го ус­та­ва; в от­ли­чие от мо­на­сты­рей де­во­тов в них вхо­ди­ли и кли­ри­ки, и ми­ря­не. Ещё при жиз­ни Гро­та об­щи­ны де­во­тов поя­ви­лись в Де­вен­те­ре и Кам­пе­не. К кон. 15 в. дви­же­ние де­во­тов рас­про­стра­ни­лось так­же за пре­де­ла­ми Ни­дер­лан­дов. Мо­на­сты­ри и об­щи­ны де­во­тов рас­по­ла­га­лись в Гер­ма­нии, Швей­ца­рии, Поль­ше. К 1500 в этих об­лас­тях на­счи­ты­ва­лось 97 мо­на­сты­рей де­во­тов, из ко­то­рых 13 жен­ских и 84 муж­ских. Мно­го­числ. об­щи­ны де­во­тов бы­ли раз­бро­са­ны так­же по го­ро­дам сев. и юж. об­лас­тей Ни­дер­лан­дов. К 1460 их чис­ло дос­тиг­ло 130. Дея­тель­ность об­щин ко­ор­ди­ни­ро­ва­лась и на­прав­ля­лась спец. кол­ло­к­виу­ма­ми, со­би­рав­ши­ми­ся в г. Звол­ле. Ор­га­ни­за­ци­он­ным цен­тром все­го дви­же­ния бы­ла кон­гре­га­ция в де­ре­вуш­ке Вин­дес­хейм, не­по­да­лёку от Звол­ле.

В це­лом D. M. мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как ду­хов­ное те­че­ние, сфор­ми­ро­вав­шее­ся и раз­ви­вав­шее­ся в рам­ках ка­то­лич. цер­ков­ной тра­ди­ции. Кри­ти­ка де­во­та­ми отд. по­ро­ков и не­дос­тат­ков ка­то­лич. церк­ви име­ла це­лью её усо­вер­шен­ст­во­ва­ние и ук­ре­п­ле­ние, а не нис­про­вер­же­ние. Де­во­ты не от­ри­ца­ли цер­ков­ной об­ряд­но­сти, од­на­ко счи­та­ли её не­су­ще­ст­вен­ной по срав­не­нию с внут­рен­ним ре­лиг. чув­ст­вом.

Прин­ци­пи­аль­ное ис­то­рич. зна­че­ние D. M. за­клю­ча­ет­ся в зна­чит. воз­дей­ст­вии это­го ду­хов­но­го те­че­ния на ни­дерл. куль­ту­ру пред­ре­фор­ма­ци­он­но­го пе­рио­да. Чле­ны братств ак­тив­но за­ни­ма­лись пе­ре­пис­кой и ил­лю­ми­ни­ро­ва­ни­ем ду­хов­ных книг, их пе­ре­во­да­ми на ни­дерл. язык, соз­да­ни­ем мо­лит­вен­ни­ков на ни­дерл. язы­ке. С кон. 15 в. в брат­ст­вах де­во­тов осу­ще­ст­в­ля­лась ак­тив­ная ра­бо­та по ти­по­гра­фич. из­да­нию книг в при­над­ле­жав­ших им ти­по­гра­фи­ях. Боль­шое зна­че­ние для ни­дерл. куль­ту­ры име­ла дея­тель­ность де­во­тов в об­лас­ти об­ра­зо­ва­ния – соз­да­ние бо­го­слов­ских школ с уг­луб­лён­ным пре­по­да­ва­ни­ем клас­сич. язы­ков, что во мно­гом за­ло­жи­ло ос­но­вы ни­дерл. гу­ма­ни­стич. и ре­фор­ма­ци­он­ной тео­ло­гии. В мо­на­сты­рях и об­щи­нах де­во­тов бы­ли вос­пи­та­ны та­кие круп­ней­шие дея­те­ли ни­дерл. и ев­роп. гу­ма­низ­ма и Ре­фор­ма­ции, как: Фо­ма Кем­пий­ский (ок. 1380–1471), Ио­ганн Вес­сель (ок. 1419–89), Ру­дольф Аг­ри­ко­ла (1443–85), Алек­сандр Ге­гий (ок. 1433–1498), Ни­ко­лай Ку­зан­ский, Эразм Рот­тер­дам­ский, Мар­тин Лю­тер.

Вернуться к началу