Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОРОНИ́ХИН АНДРЕЙ НИКИФОРОВИЧ

Авторы: И. Е. Путятин

ВОРОНИ́ХИН Ан­д­рей Ни­ки­фо­ро­вич [17(28).10.1759, с. Но­вое Усо­лье, ны­не Перм­ский край (по др. све­де­ни­ям, с. Да­выд­ко­во Моск. губ.) – 21.2(5.3).1814, С.-Пе­тер­бург], рос. ар­хи­тек­тор, жи­во­пи­сец. При ро­ж­де­нии был за­пи­сан кре­по­ст­ным Стро­га­но­вых (его счи­та­ли вне­брач­ным сы­ном гр. А. С. Стро­га­но­ва, ко­то­рый, бу­ду­чи пре­зи­ден­том АХ, по­кро­ви­тель­ст­во­вал В.); в 1786 ос­во­бо­ж­дён от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние в се­мье Стро­га­но­ва. Учил­ся в Мо­ск­ве у В. И. Ба­же­но­ва и М. Ф. Ка­за­ко­ва. В 1778 уча­ст­во­вал в рос­пи­си тра­пез­ной Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры. Со­вер­шил неск. пу­те­ше­ст­вий по Рос­сии. Про­дол­жил об­ра­зо­ва­ние в пе­терб. АХ. В 1786–90 пу­те­ше­ст­во­вал по Швей­ца­рии и Фран­ции, где за­ни­мал­ся у Ш. де Вайи. В 1793 вы­пол­нил ак­варели с ви­да­ми па­рад­ных ин­терь­е­ров Стро­га­нов­ско­го двор­ца в С.-Пе­тер­бур­ге. За ак­ва­рель с ви­дом кар­тин­ной га­лереи (Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) по­лу­чил зва­ние «на­зна­чен­но­го в ака­де­ми­ки». В 1795–96 пе­ре­стро­ил да­чу Стро­га­но­ва и по­стро­ил ма­лую да­чу П. А. Стро­га­но­ва в Но­вой де­рев­не в С.-Пе­тер­бур­ге (не со­хра­ни­лась; вос­про­из­ве­де­на на кар­ти­не В., за ко­то­рую он в 1797 по­лу­чил зва­ние ака­де­ми­ка пер­спек­тив­ной жи­во­пи­си, на­хо­дит­ся в ГРМ); вы­пол­нил про­ек­ты до­мов в усадь­бах Брат­це­во (ны­не в чер­те Мо­ск­вы, стро­ил­ся с 1793) и Го­род­ня (Ка­луж­ская губ., 1798). По ре­ко­мен­да­ции Стро­га­но­ва вёл строи­тель­ст­во га­ле­рей у фон­та­на (ков­ша) Сам­со­на в Пе­тер­го­фе (1800), за что со­ве­том АХ ему бы­ло при­свое­но зва­ние ар­хи­тек­то­ра. С 1802 проф., с 1811 ру­ко­во­ди­тель ар­хит. от­де­ле­ния АХ.

А. Н. Воронихин. Дом в усадьбе Братцево в Москве. Строился с 1793.
А. Н. Воронихин. Кабинет «Фонарик» в Павловске. 1807.

Соз­да­вал круп­ные гра­до­стро­ит. ан­самб­ли в сти­ле ам­пир. Про­ект Ка­зан­ско­го со­бо­ра вклю­чал ком­по­зи­цию но­вой со­бор­ной пло­ща­ди (с по­лу­круг­лы­ми ко­лон­на­да­ми) на Нев­ском про­спек­те. Фор­ма зда­ния вос­хо­дит к ран­не­хри­сти­ан­ским ба­зи­ли­кам Ри­ма, но до­пол­не­на вы­со­ким ба­ра­ба­ном с ку­по­лом над сре­док­ре­сти­ем. Гра­до­стро­ит. под­ход про­явил­ся и в др. про­из­ве­де­ни­ях В. – зда­нии Гор­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (С.-Пе­тер­бург) с мо­ну­мен­таль­ным пор­ти­ком, об­ра­щён­ным к Не­ве (1806–11), не­осу­ще­ст­в­лён­ных про­ек­тах Исаа­ки­ев­ско­го со­бо­ра в С.-Пе­тер­бур­ге (1808–10) и хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля в Мо­ск­ве (1813). В. уча­ст­во­вал в строи­тель­ст­ве и оформ­ле­нии двор­цо­во-пар­ко­вых ан­самб­лей в Пе­тер­го­фе (нач. 1800-х гг.; ма­лые ар­хит. фор­мы и др.) и Пав­лов­ске (1802–08; по его эс­ки­зам бы­ли вы­пол­не­ны пред­ме­ты уб­ран­ст­ва для двор­ца при его вос­ста­нов­ле­нии в 1803 по­сле по­жа­ра, мос­ты, бе­сед­ки, па­виль­о­ны и др. в пар­ке). Соз­да­вал про­ек­ты ме­бе­ли, ос­ве­тит. при­бо­ров, хру­сталь­ных, ка­мен­ных и фар­фо­ро­вых ваз. В трак­тов­ке ор­дер­ных форм (гре­ко-до­рич. пор­тик Гор­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са) и де­ко­ра­тив­ной от­дел­ке ин­терь­е­ров с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­но­об­раз­ной пла­сти­ки и скульп­ту­ры (ка­би­нет имп. Ма­рии Фё­до­ров­ны «Фо­на­рик» в Пав­лов­ске, 1807) В. об­ра­щал­ся к под­лин­ным ан­тич­ным об­раз­цам. Пле­мян­ник В. – арх. Ни­ко­лай Иль­ич Во­ро­ни­хин (1812–77), акад. пе­терб. АХ (1838), ра­бо­тал в Ря­за­ни и Мо­ск­ве.

Лит.: Гримм Г. Г. Ар­хи­тек­тор Во­ро­ни­хин. Л.; М., 1963; Те­ре­хин А. С. Ар­хи­тек­тор А. Во­ро­ни­хин. Пермь, 1968; Ли­сов­ский В. Г. А. Во­ро­ни­хин. Л., 1971; Му­ра­шо­ва Н. В. А. Н. Во­ро­ни­хин и Ф. И. Де­мер­цов. Бы­ли и ле­ген­ды // Па­но­ра­ма ис­кусств. М., 1990. Вып. 13; Зод­чие Санкт-Пе­тер­бур­га. XVIII век. СПб., 1998.

Вернуться к началу