Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЗАРЕЛИ́ ВИКТОР

Авторы: В. А. Крючкова
В. Вазарели. «Siris II». 1952–58. Частное собрание.

ВАЗАРЕЛИ́ (Vasarely; соб­ст­вен­но – Ва­шар­хей, Vásárhelyi) Вик­тор (9.4.1908, Печ – 14 или 15.3.1997, Па­риж), венг. и франц. жи­во­пи­сец, скульп­тор и гра­фик. Учил­ся в Бу­да­пеш­те – в ака­де­мии По­ло­ли­ни-Вольк­ман (1927) и в шко­ле «Мю­хей» («Мас­тер­ская», 1928–29) у Ш. Борт­ни­ка. Пе­ре­ехав в Па­риж (1930), пер­во­на­чаль­но ра­бо­тал в об­лас­ти рек­ла­мы и пе­чат­ной гра­фи­ки. В се­рии «Зеб­ры» (1938–43) чёр­но-бе­лые оп­ти­чес­кие кон­тра­сты по­ро­ж­да­ют иг­ру пе­ре­страи­ваю­щих­ся кон­фи­гу­ра­ций. Се­рия порт­ре­тов (А. Ар­то, ав­то­порт­рет и др., 1946) сви­де­тель­ст­вует об ис­ка­ни­ях в ду­хе пост­ку­биз­ма. Опы­ты схе­ма­ти­за­ции объ­ек­та, его раз­ло­же­ния на дис­крет­ные зна­ки про­дол­жа­лись до 1947, ко­гда В., при­дя к за­клю­че­нию о на­ли­чии в при­ро­де «внут­рен­ней гео­мет­рии», об­ра­тил­ся к аб­ст­рак­цио­низ­му. В его жи­во­пи­си 1950-х гг. чёр­но-бе­лые фи­гу­ры (кру­ги, квад­ра­ты, ром­бы, пя­ти­уголь­ни­ки), встро­ен­ные в ре­шёт­ча­тую струк­ту­ру, ро­ж­да­ют ил­лю­зии вспы­шек, скач­ко­об­раз­ных пе­ре­ме­ще­ний, мер­ца­ний, уп­ру­гих толч­ков («Кан­да­гар», 1951, Му­зей С. Гуг­ген­хей­ма, Нью-Йорк; «Мин­до­ро II», 1954–56, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж; «Сверх­но­вые», 1959–61, га­ле­рея Тейт, Лон­дон; «Он­до», 1960, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). Мас­тер­ст­во, с ко­то­рым В. вы­зы­ва­ет ос­ле­пи­тель­ные оп­ти­че­ские виб­ра­ции, оп­ре­дели­ло его ве­ду­щую роль в на­прав­ле­нии оп-ар­та. В 1955 опуб­ли­ко­вал «Жёл­тый ма­ни­фест», где обос­но­вы­вал прин­ци­пы ки­не­ти­че­ско­го ис­кус­ст­ва.

С 1960 пла­сти­че­ский язык В. обо­га­тил­ся цве­том. Кон­тра­ст­ные цве­та так­же соз­да­ют ил­лю­зию ко­ле­ба­ния по­верх­но­сти («Тур­кез III», 1965, Сте­де­лейк­мю­се­ум, Ам­стер­дам; «Зет», 1966, Му­зей совр. иск-ва, Мон­ре­аль, и др.). Ком­би­на­то­ри­ка В. опи­ра­ет­ся на ба­зис­ные, ти­по­вые свой­ст­ва вос­при­ятия, не за­ви­ся­щие от ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей зри­теля. Стре­мясь к мас­со­во­сти, об­ще­до­ступ­но­сти иск-ва, В. соз­да­вал муль­ти­пли – про­из­ве­де­ния, ти­ра­жи­руе­мые пром. спо­со­бом. В кн. «Го­род пла­сти­ки» (1970) вы­сту­пил как сто­рон­ник со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­но­го иск-ва, ин­тег­ри­ро­ван­но­го в ур­ба­ни­стич. сре­де. Соз­дал ряд ра­бот мо­ну­мен­таль­но­го пла­на (ки­не­тич. скульп­ту­ра, ке­ра­ми­ка) в Ка­ра­ка­се, Эс­се­не, Мон­пе­лье, Па­ри­же, Ие­ру­са­ли­ме, Мон­реа­ле, Брюс­се­ле.

Соч.: Plasti-cité. L’œuvre plastique dans votre vie quotidienne. P., 1970.

Лит.: Joray M. Vasarely. Neuchâtel, 1965–1974. Vol. 1–3; Diehl G. Vasarely. P., 1976; Morgan R. Vasarely. N. Y., 2004.

Вернуться к началу