Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БХАГАВА́ТА-ПУРА́НА»

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 443-444

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

«БХАГАВА́ТА-ПУРА́НА» [санскр. bhа̅ga­vata-purа̅a; пу­ра­на (про­слав­ляю­щая) Бха­га­ва­на], один из наи­бо­лее из­вест­ных и по­чи­тае­мых тек­стов виш­ну­из­ма. Под Бха­га­ва­ном здесь име­ет­ся в ви­ду Виш­ну и его ава­та­ры, пре­ж­де все­го Криш­на.

«Б.-п.» – это со­б­ра­ние ми­фов и ле­генд (пре­да­ний), так или ина­че свя­зан­ных с Виш­ну и его ава­та­ра­ми. Как и в др. пу­ра­нах, здесь из­ла­га­ют­ся так­же и об­щие для ин­ду­из­ма ми­фы о пе­рио­дич. со­тво­ре­нии и раз­ру­ше­нии ми­ра, опи­сы­ва­ют­ся нор­мы жиз­ни для разл. варн (со­сло­вий др.-инд. об­ще­ст­ва), да­ют­ся (вло­жен­ные в ус­та разл. ле­ген­дар­ных пер­со­на­жей) на­став­ле­ния о ве­ре, ри­туа­ле, мо­ра­ли и т. п.

По тра­ди­ции соз­да­те­лем (со­ста­ви­те­лем) всех пу­ран (как и всех Вед, а так­же эпо­са «Ма­хаб­ха­ра­та») был ле­ген­дар­ный муд­рец Вья­са. Но ав­тор­ст­во «Б.-п.» при­пи­сы­ва­лось ино­гда и грам­ма­ти­ку по име­ни Во­па­де­ва, жив­ше­му в 13 в. на п-ове Де­кан. Совр. учё­ные да­ти­ру­ют «Б.-п.» пе­рио­дом от 8 до 11 вв. и по­ла­га­ют, что она бы­ла соз­да­на в стра­не та­ми­лов. Древ­ней­шая из со­хра­нив­ших­ся ру­ко­пи­сей (на бе­ре­сте; из Каш­ми­ра) да­ти­ро­ва­на 14–15 вв. «Б.-п.» со­сто­ит из 12 час­тей, или «книг», в свою оче­редь де­ля­щих­ся на «гла­вы». Со­глас­но тра­ди­ции, «Б.-п.» со­дер­жа­ла 18 тыс. сти­хотв. строф, од­на­ко в дос­туп­ном ны­не тек­сте их на­считы­ва­ет­ся ок. 14 ты­сяч. «Б.-п.» на­пи­са­на в осн. сти­ха­ми, но есть и про­за­ич. час­ти. Са­мая боль­шая (90 «глав», ок. 4 тыс. строф) и са­мая зна­ме­ни­тая «кни­га» «Б.-п.» – де­ся­тая. В ней под­роб­но опи­са­на и по­эти­че­ски вос­пе­та жизнь Криш­ны, осо­бен­но его дет­ст­во и юность во Врин­да­ва­не, его за­ба­вы и экс­та­ти­че­ские пля­ски с ме­ст­ны­ми пас­туш­ка­ми (т. н. рас-ли­ла; «гла­вы» 29–33). Взаи­мо­от­но­ше­ния Криш­ны и пас­ту­шек тол­ку­ют­ся ал­ле­го­ри­че­ски в ду­хе бхак­ти как взаи­мо­от­но­ше­ния выс­ше­го бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ских душ.

Из­вест­но бо­лее 100 ком­мен­та­ри­ев к «Б.-п.». Наи­бо­лее зна­ме­нит ком­мен­та­рий Шрид­ха­ры Сва­ми­на (14–15 вв.), тол­кую­щий «Б.-п.» в ду­хе ад­вай­та-ве­дан­ты. Ра­ди­каль­ные ре­фор­ма­то­ры ин­ду­из­ма в 19 в. (см. Брах­мо Са­мадж, Арья Са­мадж) от­вер­га­ли «Б.-п.», как и др. пу­ра­ны, счи­тая их пло­да­ми позд­ней­ше­го «идо­ло­по­клон­ст­ва». Др. не­о­ин­дуи­ст­ские те­че­ния, на­про­тив, вклю­ча­ют «Б.-п.» в свой ка­нон «ве­ди­че­ской тра­ди­ции», букв. по­ни­мая са­мо­ха­рак­те­ри­сти­ку «Б.-п.» как «пя­той Ве­ды» (см., напр., Ме­ж­ду­на­род­ное об­ще­ст­во соз­на­ния Криш­ны). Пе­ре­ло­жен­ная (це­ли­ком или час­тич­но) на мн. инд. язы­ки, «Б.-п.» до сих пор ока­зы­ва­ет боль­шое влия­ние на всю куль­ту­ру Юж. Азии.

Ев­ро­пей­цы по­зна­ко­ми­лись с «Б.-п.» уже в 18 в. (пер­вый пе­ре­вод с та­миль­ско­го пе­ре­ло­же­ния на франц. яз. был пред­при­нят в Па­ри­же в 1788). В 19 в. «Б.-п.» ста­ла пер­вой пу­ра­ной, из­дан­ной и пе­ре­ве­дён­ной с ори­ги­на­ла в Ев­ро­пе (франц. вос­то­ко­ве­дом Э. Бюр­ну­фом и его уче­ни­ка­ми). Англ. пе­ре­во­ды «Б.-п.» не­од­но­крат­но из­да­ва­лись в Ин­дии. На рус. яз. А. П. Ба­ран­ни­ков в 1930-х гг. пе­ре­вёл «Прем-са­гар» («Оке­ан люб­ви») – пе­ре­ло­же­ние на хин­ди 10-й «кни­ги» «Б.-п.», сде­лан­ное в нач. 19 в. Лал­лу-джи Ла­лом. Су­ще­ст­ву­ет пе­ре­сказ «Б.-п.» сде­лан­ный Э. Н. Тём­ки­ным и В. Г. Эр­ма­ном. Рос. чи­та­те­лю дос­ту­пен так­же рус. пе­ре­вод англ. пе­ре­во­да «Б.-п.», сде­лан­ный ос­но­ва­те­лем Ме­ж­ду­нар. об-ва соз­на­ния Криш­ны Праб­ху­па­дой и его по­сле­до­ва­те­ля­ми.

Пер.: Le Bhâgavata Purâa ou Histoire poétique de Krı̌cha / Traduit et publi9e par E. Burnouf. P., 1840–1898. Vol. 1–5; Древ­няя Ин­дия: Три ве­ли­ких ска­за­ния: В 2 т. / Ли­те­ра­тур­ное из­ло­же­ние и пре­дисл. Э. Н. Тем­ки­на, В. Г. Эр­ма­на. 2-е изд. М., 1995.

Лит.: Rocher L. The Pura̅as // A history of In­dian literature. Wiesbaden, 1986. Vol. 2. Fasc. 3.

Вернуться к началу