Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́ФФАЛО

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 423

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Г. Павлюк

БУ́ФФАЛО (Buffalo), го­род на се­ве­ро-вос­то­ке США, в шта­те Нью-Йорк. Нас. 276,8 тыс. чел. (2006), в аг­ло­ме­ра­ции 1575,2 тыс. чел. Рас­по­ло­жен на гра­ни­це с Ка­на­дой, у вост. око­неч­но­сти оз. Эри и ис­то­ка р. Ниа­га­ра (на её пра­вом бе­регу); вхо­дит в транс­гра­нич­ную амер.-ка­над. гор. аг­ло­ме­ра­цию Буф­фа­ло – Сент-Ка­та­ринс, про­тя­нув­шую­ся до по­бе­ре­жья оз. Он­та­рио. Круп­ный порт на Ве­ли­ких озё­рах (дос­ту­пен для мор­ских су­дов). Узел же­лез­ных до­рог и ав­то­ма­ги­ст­ра­лей. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт «Буф­фа­ло-Ниа­га­ра». Мет­ро­по­ли­тен.

Пер­вое по­се­ле­ние на мес­те Б. ос­но­ва­но в 1758 франц. ко­ло­ни­ста­ми (в 1759 со­жже­но бри­тан­ца­ми). В нач. 19 в. здесь воз­ник­ло голл. по­се­ле­ние Но­вый Ам­стер­дам; с 1808 центр ок­ру­га Ниа­га­ра под назв. Б., в 1813 со­жжён англ. вой­ска­ми в хо­де анг­ло-аме­ри­кан­ской вой­ны 1812–1814, от­стро­ен за­но­во. В 1832 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. Бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие Б. на­ча­лось с по­строй­кой ка­на­ла Эри (1825), свя­зав­ше­го Ве­ли­кие озё­ра че­рез р. Гуд­зон с Нью-Йор­ком. В сер. 19 в. Б. был пе­ре­ва­лоч­ным пунк­том «Под­зем­ной же­лез­ной до­ро­ги» (путь, по ко­то­ро­му чер­но­ко­жих ра­бов пе­ре­прав­ля­ли из юж. шта­тов США в Ка­на­ду). В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Б. – пре­ус­пе­ваю­щий центр тор­гов­ли и пром-сти (му­ко­моль­ной, ме­тал­лур­гич. и др.), один из цент­ров польск. эми­гра­ции. По­сле от­кры­тия су­до­ход­ст­ва по Свя­то­го Лав­рен­тия сис­те­ме вод­ных пу­тей (1959) го­род ос­тал­ся в сто­ро­не от важ­ней­ших гру­зо­вых транс­порт­ных по­то­ков. В ре­зуль­та­те кри­зи­са, ох­ва­тив­ше­го тя­жё­лую пром-сть Се­ве­ро-Вос­то­ка США, в 1970–80-х гг. Б. на­хо­дил­ся в ря­ду де­прес­сив­ных ин­ду­ст­ри­аль­ных цен­тров т. н. Ржа­во­го поя­са стра­ны. Бы­ло за­кры­то боль­шин­ст­во ста­ле­ли­тей­ных пред­при­ятий, в т. ч. круп­ный ме­тал­лур­гич. за­вод кор­по­ра­ции «Бет­ле­хем стил» в юж. при­го­ро­де Б. – Ла­ка­вон­не. С сер. 20 в. до нач. 21 в. на­се­ле­ние го­ро­да со­кра­ти­лось поч­ти в 2 раза.

Центр. часть Б. с пря­мо­уголь­ной се­тью улиц за­строе­на зда­ния­ми в сти­ле ар деко и совр. не­бо­скрё­ба­ми. Со­бор Св. Пав­ла (1849–51, арх. Р. Апд­жон); Гос. гос­пи­таль (1872–77, арх. Г. Ри­чард­сон); дом Мар­тин (1904, арх. Ф. Л. Райт). На гл. пло­ща­ди Ниа­га­ра-Ску­эр – па­мят­ник У. Мак-Кин­ли (на мес­те его убий­ст­ва в сент. 1901) и ме­мо­ри­ал в па­мять об инау­гу­ра­ции Т. Руз­вель­та (в 1901); 28-этаж­ное зда­ние Гор. ра­ту­ши в сти­ле ар де­ко (1932) – са­мая вы­со­кая ра­ту­ша в США. Га­ран­ти-бил­динг (1894–1896, арх. Л. Сал­ли­вен) – один из пер­вых не­бо­скрё­бов в стра­не.

Ин-т по изу­че­нию он­ко­ло­гич. за­бо­ле­ва­ний им. Ро­су­эл­ла Пар­ка (1898). Центр ядер­ных ис­сле­до­ва­ний. Университет (1846), ряд кол­лед­жей, в т. ч. Гос. кол­ледж изо­бразит. ис­кусств (1871), Ка­ни­зи­ус-­кол­ледж (1870), Ме­дай-кол­ледж (1875).

Ху­дож. га­лерея Ол­брайт-Нокс (ос­но­ва­на в 1905; кол­лек­ция ев­роп. и амер. жи­во­пи­си 18–20 вв., в т. ч. ра­бо­ты К. Мо­не, П. Пи­кас­со, А. Ма­тис­са), Му­зей нау­ки (1861), Му­зей ис­то­рич. об­ще­ст­ва Б. и ок­ру­га Эри. В пор­ту Б. – Мор­ской парк с экс­по­зи­ци­ей ко­раб­лей вре­мён 2-й ми­ро­вой вой­ны.

Совр. Б. – круп­ный тор­го­во-фи­нан­со­вый и пром. центр. В сфе­ре ус­луг за­ня­то бо­лее 85% ра­бо­таю­щих в го­ро­де (2005), в пром-сти – ме­нее 15% (37,8% в 1967). Про­из-во уз­лов и де­та­лей ав­то­мо­би­лей, энер­ге­тич. обо­ру­до­ва­ния, стан­ков, авиац. тех­ни­ки; пред­при­ятия хи­мич., пи­ще­вой (в т. ч. му­ко­моль­ной) пром-сти и др.

Близ Б. – Ниа­гар­ский во­до­пад (еже­год­но по­се­ща­ют св. 10 млн. ту­ри­стов); ряд гид­ро­ак­ку­му­ли­рую­щих элек­тро­стан­ций об­щей мощ­но­стью 4400 МВт (при­над­ле­жат Ка­на­де и США; за­бор во­ды из р. Ниа­га­ра в ноч­ное вре­мя, ко­гда у во­до­па­да нет ту­ри­стов). ГЭС «Ро­берт Мо­зес» и «Льюи­стон».

Вернуться к началу