Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРОНЕПО́ЕЗД

Бронепоезд: 1 – контрольная платформа; 2 – артиллерийская бронеплощадка; 3 – броневой артиллерийский погреб; 4 – бронепаровоз; 5 – пулемётная бронеплощадка.

БРОНЕПО́ЕЗД, бро­ни­ро­ван­ный под­виж­ной ж.-д. со­став с ар­тил­ле­рий­ским и пуле­мёт­ным воо­ру­же­ни­ем, пред­на­зна­чен­ный для ог­не­вой под­держ­ки и со­про­вож­де­ния войск, а так­же для ве­де­ния са­мо­сто­ят. бое­вых дей­ст­вий в по­ло­се же­лез­ных до­рог. Со­став Б. – бро­не­па­ро­воз (бро­не­те­п­ло­воз), два или бо­лее бро­не­ва­го­на, ос­на­щён­ные не­сколь­ки­ми пушка­ми и пу­ле­мё­та­ми, неск. кон­троль­ных плат­форм. Б. обыч­но при­да­вал­ся по­езд, ис­поль­зуе­мый для раз­ме­ще­ния шта­ба, во­зи­мых за­па­сов то­п­ли­ва и бо­е­при­па­сов, ре­монт­ных средств и пр.

Бронепоезд «Илья Муромец» ведёт бой за Варшаву. 1944.

Про­то­ти­пы Б. (за­щи­щён­ные разл. спо­со­ба­ми ору­дия на ж.-д. плат­фор­ме) при­ме­ня­лись в Гражд. вой­не в США 1861–1865, за­тем при оса­де Па­ри­жа в хо­де фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–71. Впер­вые за­щи­щён­ные бро­нёй Б. при­ме­не­ны в анг­ло-бур­ской вой­не 1899–1902, эпи­зо­ди­че­ски ис­поль­зо­ва­лись в хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны. В пе­ри­од Гражд. вой­ны 1917–22 в Рос­сии лёг­кость пе­ре­обо­ру­до­ва­ния обыч­но­го по­ез­да в Б. (про­во­ди­лось даже в ж.-д. мас­тер­ских и де­по), ма­нёв­рен­ный ха­рак­тер бое­вых дей­ст­вий, ма­ло­чис­лен­ность ар­тил­ле­рии при­ве­ли к их ши­ро­ко­му при­ме­не­нию осн. вою­ю­щи­ми сто­ро­на­ми (св. 100 в РККА, ок. 80 в со­ста­ве бе­лых ар­мий). Ис­поль­зо­ва­лись так­же бро­не­ле­туч­ки (Б. толь­ко с од­ним бро­не­ва­го­ном) и «блин­ди­ро­ван­ные» по­ез­да (важ­ней­шие час­ти за­щи­ще­ны меш­ка­ми с пес­ком, рель­са­ми и др.). В хо­де «эше­лон­ной вой­ны» Б. при­об­ре­ли осо­бен­но важ­ное зна­че­ние, т. к. во­ен. дей­ст­вия ве­лись в осн. вдоль же­лез­ных до­рог. По воо­ру­же­нию Б. де­ли­лись на лёг­кие (57-, 76-, 107-мм ору­дия) и тя­жё­лые (122-, 152-, 203-мм ору­дия), а по на­зна­че­нию – на удар­ные по­ле­вые и ог­не­вой под­держ­ки. С окт. 1919 при Б. ста­ли соз­да­вать­ся де­сант­ные от­ря­ды (3 стрел­ко­вые ро­ты, взвод кон­ной раз­вед­ки). Дей­ст­во­ва­ли са­мо­стоя­тель­но или в со­ста­ве так­тич. групп. Б. как под­виж­ным, хо­ро­шо за­щи­щён­ным транс­пор­том поль­зо­ва­лись мн. во­ен. дея­те­ли. В меж­во­ен. пе­ри­од стро­итель­ст­во Б. в СССР прак­ти­чес­ки прек­ра­ти­лось. В хо­де Вел. Отеч. вой­ны Б. (про­из-во ко­то­рых во­зоб­но­ви­ли на Ура­ле) ис­поль­зо­ва­лись в бо­ях под Моск­вой, Ле­нин­гра­дом, на Кав­ка­зе, в др. опе­ра­ци­ях, обес­пе­чи­ва­ли пе­ре­воз­ки и ох­ра­ну ж.-д. ком­му­ни­ка­ций. Для за­щи­ты важ­ных во­ин­ских эше­ло­нов и ж.-д. уз­лов при­ме­ня­лось св. 100 спец. Б. зе­нит­ных, воо­ру­жён­ных ору­дия­ми и пу­ле­мё­та­ми. Б. ис­поль­зо­ва­лись во мно­гих вой­нах и ло­каль­ных кон­флик­тах 20 в. В 1970-е гг. в СССР для за­щи­ты же­лез­ных до­рог на Даль­нем Вос­то­ке на воо­ру­же­ние при­ня­ты Б. ти­па БП-1 и бро­не­ле­туч­ки БТЛ-1, ос­на­щён­ные бро­не­плат­фор­ма­ми с тан­ка­ми.

Лит.: По­це­лу­ев В. А. Бро­не­нос­цы же­лез­ных до­рог. М., 1982.

Вернуться к началу