Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРОНЯ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 236

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БРОНЯ́, сред­ст­во за­щи­ты лю­дей, во­ен. тех­ни­ки, воо­ру­же­ния и обо­ро­нит. со­ору­же­ний от разл. средств по­ра­же­ния, пред­став­ляю­щее со­бой проч­ную пре­гра­ду, из­го­тов­лен­ную из спец. ма­те­риа­лов. Осн. свой­ст­во Б. – вы­со­кая стой­кость (со­про­тив­ляе­мость внеш­ним воз­дей­ст­ви­ям) и пла­стич­ность, т. е. спо­соб­ность не да­вать тре­щин, рас­ко­лов, про­ло­мов и от­ко­лов при уда­рах пуль, сна­ря­дов и т. п.

За­щит­ное во­ору­же­ние из ме­тал­ла (ана­лог Б.) и др. ма­те­риа­лов ши­ро­ко при­ме­ня­лось в эпо­ху Древ­не­го ми­ра и Сред­не­ве­ко­вья. С раз­ви­ти­ем ог­не­стрель­но­го ору­жия Б. вре­мен­но ут­ра­ти­ла своё зна­че­ние; вновь по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние во 2-й пол. 19 в., осо­бен­но по­сле соз­да­ния вы­со­ко­проч­но­го ма­те­риа­ла – бро­не­вой ста­ли. Из ста­ли из­го­тов­ля­ли Б. бое­вых ко­раб­лей (бро­не­нос­ца, ли­ней­но­го ко­раб­ля), тан­ков, са­мо­ход­ных ар­тил­ле­рий­ских ус­та­но­вок, бро­не­по­ез­дов и др. С 1860-х гг. Б. ста­ли при­ме­нять как один из ма­те­риа­лов для фор­ти­фи­кац. со­ору­же­ний (см. Кре­пость). В 1880 в Ве­ли­ко­бри­та­нии для бро­не­нос­цев из­го­тов­ля­лись со­став­ные бро­не­вые пли­ты со сталь­ным на­руж­ным и внут­рен­ним же­лез­ным сло­ями, т. н. ком­па­унд. В хо­де анг­ло-бур­ской вой­ны 1899–1902 Б. ис­поль­зо­ва­лась как сред­ст­во за­щи­ты бро­не­ав­томо­би­ля и бро­не­по­ез­да, в 1-й ми­ро­вой вой­не – тан­ка. В авиа­ции Б. впер­вые при­ме­не­на в Ита­лии в 1911. За­щи­та в фор­ме бро­не­вых щи­тов (бро­не­спи­нок), кре­пив­ших­ся за крес­лом пи­ло­та, ста­ла обя­за­тель­ным эле­мен­том бое­вых са­мо­лё­тов. Важ­ным эта­пом в раз­ви­тии авиац. Б. яви­лась раз­ра­бот­ка в СССР в кон. 1930-х гг. спец. бро­не­вой ста­ли (мар­ка АБ-1), что по­зво­ли­ло соз­дать штур­мо­вик Ил-2 с цель­но­бро­не­вым фю­зе­ля­жем («ле­таю­щий танк»). Мас­са сталь­ной Б. обыч­но со­став­ля­ет зна­чит. часть об­щей мас­сы бро­ни­руе­мо­го объ­ек­та: напр., у ли­ней­ных ко­раб­лей – до 40% (тол­щи­на бор­то­вой Б. до 500 мм), у тан­ков – до 50% (тол­щи­на ло­бо­вой Б. до 200 мм).

По кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­ют Б. мо­но­лит­ную (од­но­слой­ную), из­го­тов­лен­ную из од­но­го лис­та бро­не­во­го ма­те­риа­ла или од­ной цель­ной от­лив­ки, и мно­го­слой­ную. По­след­няя мо­жет быть: со­став­ной, в ко­то­рой отд. де­та­ли Б. на­кла­ды­ва­ют­ся друг на дру­га вплот­ную без за­зо­ра и со­еди­ня­ют­ся ме­ж­ду со­бой; раз­не­сён­ной, ко­гда ме­ж­ду де­та­ля­ми име­ет­ся воз­душ­ный про­ме­жу­ток; ком­би­ни­ро­ван­ной, со­став­лен­ной из не­сколь­ких сло­ёв, ка­ж­дый из ко­то­рых рас­счи­тан на про­ти­во­стоя­ние оп­ре­де­лён­но­му ви­ду воз­дей­ст­вия (напр., для за­щи­ты от пуль и бро­не­бой­ных сна­ря­дов слу­жит бро­не­вая сталь, от ку­му­ля­тив­ных – стек­ло­во­лок­но или ке­ра­ми­ка, от ней­трон­но­го по­то­ка про­ни­каю­щей ра­диа­ции – пла­ст­мас­сы). Ма­те­риа­лы, тол­щи­на сло­ёв и их вза­им­ное рас­по­ло­же­ние в ком­би­нир. Б. за­ви­сят от кон­крет­ных тре­бо­ва­ний к за­щи­те то­го или ино­го объ­ек­та. Наи­бо­лее эф­фек­тив­на слои­стая Б. из ком­по­зиц. ма­те­риа­лов: напр., на­руж­ный слой вы­пол­нен из ке­ра­ми­ки, а внут­рен­ний – из стек­ло­пла­сти­ка, ар­ми­ро­ван­но­го вы­со­ко­проч­ным стек­ло­во­лок­ном. Пер­вым при­ня­тым на воо­ру­же­ние тан­ком с ком­би­нир. Б. стал раз­ра­бо­тан­ный под рук. А. А. Мо­ро­зо­ва сов. танк Т-64А (1966), в др. стра­нах тан­ки с та­кой Б. при­ня­ты на воо­ру­же­ние в кон. 1970-х гг.

Со 2-й пол. 20 в. ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся Б. из вы­со­ко­проч­ных спла­вов на ос­но­ве алю­ми­ния с до­бав­ка­ми маг­ния, цин­ка, мар­ган­ца, хро­ма, а так­же из спла­вов на ос­но­ве ти­та­на. Де­та­ли Б. из алю­ми­ние­вых и ти­та­но­вых спла­вов, об­ла­даю­щие та­кой же, как сталь­ные, стой­ко­стью, при мень­шей мас­се име­ют зна­чи­тель­но боль­шую тол­щи­ну, что обу­слов­ли­ва­ет бо­лее вы­со­кую жё­ст­кость всей бро­не­вой кон­ст­рук­ции. Кро­ме то­го, Б. из алю­ми­ние­вых спла­вов при про­би­ва­нии да­ёт мень­ше ос­кол­ков. Из алю­ми­ние­вой и ти­та­но­вой Б. из­го­тов­ля­ют отд. де­та­ли и це­лые кор­пу­са лёг­ких бро­ни­ро­ван­ных ма­шин, бое­вых са­мо­лё­тов, вер­то­лё­тов и не­боль­ших бое­вых ко­раб­лей. В раз­ных стра­нах ак­тив­но ве­дут­ся ра­бо­ты по соз­да­нию Б. из пла­ст­мас­сы и ком­по­зиц. ма­те­риа­лов.

Для за­щи­ты совр. тан­ков (гл. обр. от по­ра­же­ния ку­му­ля­тив­ны­ми сна­ря­да­ми) на осн. Б. ус­та­нав­ли­ва­ют эле­мен­ты ди­на­мич. за­щи­ты (ДЗ) – т. н. ре­ак­тив­ную Б. Эле­мент ДЗ пред­став­ля­ет со­бой сталь­ную ко­роб­ку, внут­ри ко­то­рой раз­ме­щён пло­ский за­ряд ВВ. При уда­ре ку­му­ля­тив­но­го сна­ря­да в ДЗ об­ра­зу­ет­ся ку­му­ля­тив­ная струя, ко­то­рая вы­зы­ва­ет де­то­на­цию за­ря­да ВВ; воз­ни­каю­щая при этом удар­ная вол­на де­фор­ми­ру­ет струю, про­бив­ная си­ла ко­то­рой рез­ко умень­ша­ет­ся. Раз­ли­ча­ют ДЗ на­вес­ную и встро­ен­ную (за­ря­ды ВВ раз­ме­ща­ют­ся ме­ж­ду щи­та­ми ком­би­нир. Б.). На­вес­ная за­щи­та раз­ра­бо­та­на Б. В. Вой­це­хов­ским в СССР в 1960-е гг. (не при­ня­та на воо­ру­же­ние); впер­вые ис­поль­зо­ва­на из­ра­иль­ской ар­ми­ей в бо­ях в Ли­ва­не. На сов. тан­ках на­вес­ная ДЗ ус­та­нав­ли­ва­ет­ся с 1983; с 1985 при­ме­ня­ет­ся так­же встро­ен­ная за­щи­та.

В ка­че­ст­ве средств ин­ди­ви­ду­аль­ной за­щи­ты во­ен­но­слу­жа­щих сталь­ные на­груд­ни­ки (про­об­раз бро­не­жи­ле­тов) при­ме­ня­лись в хо­де 1-й и 2-й ми­ро­вых войн. С 1950-х гг. ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся бро­не­жи­ле­ты на осн. высокомодульных во­локон (кевлар). Для совр. бро­не­жи­ле­тов при­ме­ня­ют бро­не­пла­сти­ны из ком­по­зиц. ма­те­риа­лов на ос­но­ве алю­мо­ок­сид­ной ке­ра­ми­ки или из спец. пла­сти­ка, а так­же из ти­та­на, обес­пе­чи­ваю­щие за­щи­ту от пуль стрел­ко­во­го ору­жия и от не­боль­ших ос­кол­ков.

Лит.: Би­рю­ков В. С. При­ме­не­ние бро­ни в во­ен­ном де­ле. М., 1961; За­ец А. Р. Бро­ня Рос­сии: Эво­лю­ция бое­вых и спе­ци­аль­ных бро­ни­ро­ван­ных ма­шин в Со­вет­ском Сою­зе и Рос­сии по­сле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Ека­те­рин­бург, 2002.

Вернуться к началу