Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРО́ДСКИЙ ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 219

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Мейлах

БРО́ДСКИЙ Ио­сиф Алек­сан­д­ро­вич (24.5.1940, Ле­нин­град – 28.1.1996, Нью-Йорк; по­хо­ро­нен на клад­би­ще Сан-Ми­ке­ле, Ве­не­ция), рус. по­эт. Ро­дил­ся в евр. се­мье; отец слу­жил во фло­те, был фо­то­гра­фом и жур­на­ли­стом. Не за­вер­шив сред­не­го об­ра­зо­ва­ния, Б. сме­нил мно­же­ст­во мест служ­бы: ра­бо­тал на маяке од­но­го из ост­ро­вов в Фин­ском зал., был по­мощ­ни­ком про­зек­то­ра в мор­ге, ез­дил в гео­ло­гические экс­пе­ди­ции; поз­же за­ни­мал­ся по­этиче­ски­ми пе­ре­во­да­ми. Пи­сать сти­хи на­чал с 16 лет, од­на­ко впо­след­ст­вии от­но­сил на­ча­ло сво­его твор­че­ст­ва лишь к 1960 («Сад», «Ро­ж­де­ст­вен­ский ро­манс»). В этот пе­ри­од Б. сбли­зил­ся с мо­ло­ды­ми ле­нин­град­ски­ми по­эта­ми – Е. Б. Рей­ном, ко­то­ро­го Б. счи­тал сво­им учи­те­лем, Д. В. Бо­бы­ше­вым, А. Г. Най­ма­ном; по­зна­ко­мил­ся с А. А. Ах­ма­то­вой, с ко­то­рой в даль­ней­шем был свя­зан друж­бой. То­гда же Б. на­чал зна­ко­мить­ся с англ. по­эзи­ей (в т. ч. ме­та­фи­зи­че­ской шко­лы 17 в., а так­же с по­эзи­ей 20 в.), по­вли­яв­шей на его твор­че­ст­во. С нач. 1960-х гг. Б., на­ря­ду с ли­рич. сти­хо­тво­ре­ния­ми, пи­сал по­эмы, тя­го­тею­щие к круп­ным фор­мам («Ше­ст­вие», 1961; «Боль­шая эле­гия Джо­ну Дон­ну», «Иса­ак и Ав­ра­ам», обе 1963; «Сто­лет­няя вой­на», не окон­че­на, 1964–65; в этом же ря­ду – бо­лее позд­няя по­эма «Осен­ний крик яс­т­ре­ба», 1975). Сти­хи Б. (пер­вый ав­тор­ский сб. «Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы», 1965; сб. «Ос­та­нов­ка в пус­ты­не», 1970) пуб­ли­ко­ва­лись за гра­ни­цей. В нач. 1964 был аре­сто­ван по ин­спи­ри­ро­ван­но­му КГБ об­ви­не­нию в «ту­не­яд­ст­ве», при­го­во­рён к вы­сыл­ке из Ле­нин­гра­да на пять лет и при­ну­ди­тель­но­му тру­ду (про­то­кол су­да по­лу­чил ши­ро­кое хо­ж­де­ние в сам­из­да­те, а за­тем был опуб­ли­ко­ван за гра­ни­цей). В дер. Но­рен­ская Ар­хан­гель­ской обл. Б., стои­че­ски пе­ре­но­сив­ший тя­го­ты ссыл­ки, соз­дал мно­же­ст­во ли­рич. сти­хо­тво­ре­ний, на­чал од­но из са­мых слож­ных сво­их про­из­ве­де­ний – ме­та­фи­зич. по­эму «Гор­бу­нов и Гор­ча­ков» (1965–68), вос­хо­дя­щую к опы­ту пре­бы­ва­ния в пси­хи­ат­рич. боль­ни­це, ку­да он был на­прав­лен су­дом на экс­пер­ти­зу. В борь­бе за ос­во­бо­ж­де­ние Б. при­ни­ма­ли уча­стие А. А. Ах­ма­то­ва, К. И. и Л. К. Чу­ков­ские, С. Я. Мар­шак и мн. др. дея­те­ли куль­ту­ры; осе­нью 1965 Б. вер­нул­ся в Ле­нин­град. В 1972 Б. эмиг­ри­ро­вал в США, пре­по­да­вал в ря­де уни­вер­си­те­тов и кол­лед­жей, жил в Нью-Йор­ке. В эмиг­ра­ции Б., не ос­тав­ляя по­этич. твор­че­ст­ва на рус яз., пи­сал очер­ки и эс­се на англ. яз. (в т. ч. пре­ди­сло­вия к из­да­ни­ям мн. по­этов), опуб­ли­ко­ван­ные так­же дву­мя отд. кни­га­ми. В Рос­сии про­из­ве­де­ния Б. и лит-ра о нём из­да­ва­лись с кон. 1980-х гг.

Б. в зна­чит. ме­ре яв­ля­ет­ся про­дол­жа­те­лем «пе­тер­бург­ских» тра­ди­ций рус. по­эзии, на­шед­ших вы­ра­же­ние, в ча­ст­но­сти, в ак­ме­из­ме. Из­на­чаль­но тя­го­тея к клас­сич. фор­мам («Я за­ра­жён нор­маль­ным клас­си­циз­мом»), Б. в даль­ней­шем поль­зу­ет­ся бо­лее сво­бод­ны­ми мет­рич. фор­ма­ми ак­цент­но­го, так­то­во­го и ин­то­на­ци­он­но­го сти­ха, по­зво­ляю­щи­ми ор­га­ни­зо­вы­вать не­обы­чай­но слож­ные син­так­сич. кон­ст­рук­ции, раз­ра­ба­ты­ва­ет изо­щрён­ную стро­фи­ку («Ба­боч­ка», 1972); при­бе­га­ет к ба­роч­ной об­раз­но­сти и при­чуд­ли­вой ме­та­фо­ри­ке. Фи­лос.-ре­лиг. то­наль­ность со­че­та­ет­ся в по­эзии и про­зе Б. с иро­ни­ей, а так­же с не­обы­чай­ной зор­ко­стью и до­хо­дя­щим до ги­пер­реа­лиз­ма вни­ма­ни­ем к де­та­лям, унас­ле­до­ван­ным од­но­вре­мен­но от ак­ме­из­ма и от англ. по­эзии (при этом Б., ука­зы­вая на ог­ром­ное зна­че­ние для не­го лич­но­сти А. А. Ах­ма­то­вой, от­ри­цал её влия­ние в поль­зу М. И. Цве­тае­вой, с ко­то­рой его сбли­жа­ет стра­ст­ность по­этич. ин­то­на­ции).

И. А. Бродский. Автопортрет.

В го­ды эмиг­ра­ции Б. раз­ра­ба­ты­ва­ет в сво­ём твор­че­ст­ве ин­ди­ви­ду­аль­ный нос­таль­гич. миф, по мас­шта­бам срав­ни­мый с на­бо­ков­ским. Вслед за ак­меи­ста­ми с их «тос­кой по ми­ро­вой куль­ту­ре» Б. пре­тво­ря­ет в по­эзии и про­зе веч­ные те­мы ев­роп. на­сле­дия – им­пер­ско­го Ри­ма и Ви­зан­тии, Ве­не­ции, Фло­рен­ции, Пе­тер­бур­га, англ. ис­то­рии; в то же вре­мя по­стро­ен­ное на фор­му­лах сни­жен­ной уст­ной ре­чи стих. «Пред­став­ле­ние» (1986), так же как и не­окон­чен­ный цикл «Из школь­ной ан­то­ло­гии» (1966–69), мо­жет слу­жить сво­его ро­да «эн­цик­ло­пе­ди­ей рос­сий­ско-со­вет­ской жиз­ни». В сво­их лит.-тео­ре­тич. вы­ска­зы­ва­ни­ях, в т. ч. в Но­бе­лев­ской ре­чи, Б. раз­ви­ва­ет мысль о под­чи­не­нии по­эта дик­та­ту язы­ка: по­этич. твор­че­ст­во – выс­шая фор­ма су­ще­ст­во­ва­ния язы­ка, ко­то­рую по­эт лишь вы­яв­ля­ет. Но­бе­лев­ская пр. (1987).

Соч.: Ко­нец пре­крас­ной эпо­хи. Анн-Ар­бор, 1977; Часть ре­чи. Анн-Ар­бор, 1977; Но­вые стан­сы к Ав­гу­сте. Анн-Ар­бор, 1988; Бог со­хра­ня­ет все. М., 1992; На­бе­реж­ная не­ис­це­ли­мых: Три­на­дцать эс­се. М., 1992; Соч.: В 7 т. СПб., 1992–2001.

Лит.: По­эти­ка Брод­ско­го. Tenafly, 1986; По­лу­хи­на В. Брод­ский гла­за­ми со­вре­мен­ни­ков. СПб., 1997; И. Брод­ский: Тру­ды и дни. М., 1998; Ран­чин А. М. «На пи­ру Мне­мо­зи­ны»: Ин­тер­тек­сты Брод­ско­го. М., 2001; Мир И. Брод­ско­го: Пу­те­во­ди­тель / Сост. Я. А. Гор­дин. СПб., 2003; Вол­ков С. Диа­ло­ги с И. Брод­ским. М., 2004; И. Брод­ский: стра­те­гии чте­ния. М., 2005; И. Брод­ский: Ука­за­тель ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке за 1962–1995 гг. / Сост. А. Я. Ла­пи­дус. 2-е изд. СПб., 1998.

Вернуться к началу