Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРА́ХМО САМА́ДЖ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 180-181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БРА́ХМО САМА́ДЖ (Об­ще­ст­во Брах­мы), об­ще­ст­во в рам­ках ре­ли­ги­оз­но-ре­фор­ма­тор­ско­го дви­же­ния в ин­ду­из­ме, ос­но­ван­ное в 1828 в Каль­кут­те инд. про­све­ти­те­лем Рам­мо­ха­ном Ро­ем. Осн. иде­ей об­ще­ст­ва Рам­мо­хан Рой счи­тал по­чи­та­ние еди­но­го Бо­га, но без идо­ло­по­клон­ст­ва. Чле­ны Б. С. со­би­ра­лись в спе­ци­аль­ных мо­лель­ных за­лах, вне хра­мов, и со­вме­ст­но рас­пе­ва­ли гим­ны и мо­лит­вы. Мно­гие идеи Б. С. на­сле­до­вали ср.-век. тра­ди­ции бхак­ти (тра­ди­ции про­по­ве­ди об­ще­го индуcско-му­суль­ман­ско­го по­ни­ма­ния Бо­га, осн. прин­ци­пом ко­то­рой бы­ла пре­дан­ность и лю­бовь к лю­бо­му Бо­же­ст­ву), ис­ла­ма и осо­бен­но хри­сти­ан­ско­го про­тес­тан­тиз­ма. Об­ще­ст­во вы­сту­па­ло про­тив не­ко­то­рых тра­диц. ин­дус­ских обы­ча­ев, напр. дет­ских бра­ков, са­мо­со­жже­ния вдов, тра­диц. ри­туа­лов бо­го­по­чи­та­ния. В 1850 но­вый гла­ва Б. С. – Де­бен­д­ра­натх Та­гор при­дал ему бо­лее чёт­кую фор­му и ак­ти­ви­зи­ро­вал его дея­тель­ность. В 1866, в ре­зуль­та­те рас­ко­ла, об­ще­ст­во рас­па­лось на «Ади (на­чаль­ный) Брах­мо Са­мадж» и «Бха­рат­вар­шия Брах­мо Са­мадж» – бо­лее ра­ди­каль­ное кры­ло, ак­тив­но про­дви­гав­шее ряд со­ци­аль­ных ре­форм. Это кры­ло воз­гла­вил Ке­шоб­чон­д­ро Сен. Од­на­ко по­сле то­го, как он ор­га­ни­зо­вал за­му­же­ст­во сво­ей ма­ло­лет­ней до­че­ри, его по­сле­до­ва­те­ли взбун­то­ва­лись и в 1878 ор­га­ни­зо­ва­ли третье об­ще­ст­во – «Сад­ха­ран (об­щий) Брах­мо Са­мадж». Хо­тя в 20 в. об­ще­ст­во Б. С. ут­ра­ти­ло влия­ние, не­ко­то­рые его ре­фор­ма­тор­ские идеи бы­ли вос­при­ня­ты в Ин­дии и про­ве­де­ны в жизнь.

Вернуться к началу