Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́РЩИНА

Авторы: В. А. Фёдоров

БА́РЩИНА (в Древ­не­рус­ском гос-ве – бо­яр­щи­на, на Ук­раи­не – пан­щи­на, в Бе­ло­рус­сии – при­гон­ные), от­ра­бо­точ­ная рен­та, за­клю­чав­шая­ся в обя­зан­но­сти кре­сть­я­ни­на об­ра­ба­ты­вать бар­ское по­ле или вы­пол­нять др. хо­зяй­ств. ра­бо­ты (строи­тель­ст­во, лов­ля ры­бы и др.) за по­лу­ченный от вла­дель­ца в поль­зо­ва­ние оп­ре­де­лён­ный уча­сток зем­ли. На­ли­чие Б. за­фик­си­ро­ва­но ещё в Рус­ской прав­де ука­за­ни­ем на т. н. ро­лей­ных за­ку­пов. В 13–14 вв. Б. по­лу­чи­ла зна­чит. рас­про­стра­не­ние в хо­зяй­ст­ве бо­яр и мо­на­сты­рей. До кон. 16 в. су­ще­ст­во­ва­ло пра­во от­ка­за кре­сть­я­ни­на от Б. в слу­чае его пе­ре­хо­да к др. вла­дель­цу. В свя­зи с оформ­ле­ни­ем кре­по­ст­но­го пра­ва за­прет на пе­ре­ход кре­сть­ян от од­но­го вла­дель­ца к дру­го­му оз­на­чал ли­к­ви­да­цию до­го­вор­но­го ха­рак­те­ра Б. Ука­зом Пет­ра I о при­пис­ке ка­зён­ных кре­сть­ян к фаб­ри­кам и за­во­дам в 1721 соз­да­на но­вая фор­ма Б. – за­во­дская. Б. счи­та­лась и ра­бо­та на вот­чин­ных ма­ну­фак­ту­рах. К кон. 18 в. на Б. на­хо­ди­лось свы­ше по­ло­ви­ны по­ме­щичь­их кре­сть­ян. Имп. Па­вел I пред­при­нял пер­вую по­пыт­ку рег­ла­мен­ти­ро­вать Б., ука­зом 1797 по­ме­щи­кам ре­ко­мен­до­ва­лось ог­ра­ни­чить её 3 дня­ми в не­де­лю и ос­во­бо­ж­дать кре­сть­ян от Б. в вос­кре­се­нье и празд­нич­ные дни. В 1-й пол. 19 в. удель­ный вес бар­щин­ных кре­сть­ян воз­рос до 71,7%, при этом в Чер­но­зём­ном цен­тре, Лит­ве, Бе­ло­рус­сии и на Ук­раи­не они со­став­ля­ли 90–99% кре­сть­ян­ст­ва. В ви­де т. н. об­ще­ст­вен­ной за­паш­ки Б. прак­ти­ко­ва­лась в удель­ной де­рев­не в 1820–30-х гг. Ин­вен­тар­ные пра­ви­ла 1847–48 за­пре­ща­ли из­ме­нять за­фик­си­ро­ван­ные в ин­вен­та­рях раз­ме­ры Б. на Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­не и в Бе­ло­рус­сии. Пре­об­ла­да­ла 3-днев­ная Б. Ши­ро­ко бы­ла рас­про­стра­не­на Б. «брат на бра­та», ко­гда в се­мье из двух тя­гол од­но тяг­ло (муж и же­на) всю не­де­лю ра­бо­та­ло на по­ме­щи­ка, дру­гое – на се­мью. Раз­но­вид­но­стью Б. бы­ла ме­ся­чи­на. На Ук­раи­не и в Бе­ло­рус­сии при­ме­ня­лись «сгон­ные дни», ко­гда по­ми­мо обыч­ных 3 бар­щин­ных дней в не­де­лю всё на­се­ле­ние име­ния сго­ня­лось на вы­пол­не­ние сроч­ных ра­бот. Ин­тен­сив­ность Б. в 1-й пол. 19 в., по рас­чё­там И. Д. Ко­валь­чен­ко, воз­рос­ла на 65%. По­сле кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 Б. со­хра­ня­лась до 1882 для вре­мен­но­обя­зан­ных кре­сть­ян (в раз­ме­ре 70 ра­бо­чих дней). Поз­же су­ще­ст­во­ва­ла в ви­де от­ра­бо­точ­ной сис­те­мы.

Лит.: Ко­валь­чен­ко И. Д. Рус­ское кре­по­ст­ное кре­сть­ян­ст­во в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. М., 1967; Фёдо­ров В. А. По­ме­щи­чьи кре­сть­я­не цен­траль­но-про­мыш­лен­но­го рай­она Рос­сии кон­ца XVIII – пер­вой по­ло­ви­ны XIX в. М., 1974.

Вернуться к началу