Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАМБАРА́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 735

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Р. Арсеньев

БАМБАРА́ (са­мо­на­зва­ние – ба­ма­на), на­род груп­пы ман­ден в Зап. Аф­ри­ке (вер­хо­вья рек Ни­гер и Се­не­гал). Жи­вут в цент­ре зап. час­ти Ма­ли (3,4 млн. чел. – 2000, оценка), в Кот-д’Ивуаре (св. 700 тыс. чел.), Се­не­га­ле (69 тыс. чел., в осн. в районе г. Тамбакунда), Гви­нее (37 тыс. чел.), Мав­ри­та­нии (13 тыс. чел.), Гам­бии (6 тыс. чел.), а так­же Бур­ки­на-Фа­со (4 тыс. чел.). Со 2-й пол. 20 в. зна­чит. груп­пы Б. жи­вут во Фран­ции (41 тыс. чел.), США и др. стра­нах. Об­щая чис­лен­ность 4,2 млн. чел. (2000, оцен­ка). Язык – ба­ма­на, рас­про­стра­нён так­же франц. яз. Боль­шин­ст­во – му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния. Ра­нее ара­бы на­зы­ва­ли сло­вом «Б.» не­му­сульм. на­се­ле­ние Зап. Су­да­на.

Бамбара. Наголовник. Дерево. Коллекция Рубинштейна (Париж).

Пред­ки Б. жи­ли на вос­то­ке древ­не­го Ма­ли (13–16 вв.). Сло­же­ние Б. свя­за­но с воз­вы­ше­ни­ем гос-ва Се­гу, где они со­ста­ви­ли управ­лен­че­ский и во­ен. ап­парат. Экс­пан­сия Се­гу вы­зва­ла вы­де­ле­ние ло­каль­ных групп Б. в гра­ни­цах го­су­дарств Ка­ар­та, Бе­ле­ду­гу, Ке­не­ду­гу, Ме­ге­тан и др. С сер. 19 в. рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам. До кон. 19 в. Б. со­про­тив­ля­лись му­сульм. за­вое­ва­те­лям (в осн. фуль­бе и ту­ку­лё­рам), стре­мив­шим­ся объ­е­ди­нить Зап. Су­дан под сво­ей вла­стью. При этом ли­де­ры Б. опи­ра­лись на под­держ­ку фран­цу­зов. Б. со­ста­ви­ли зна­чит. часть франц. ко­ло­ни­аль­ных войск – «се­не­галь­ских стрел­ков», от­ли­чив­ших­ся в бо­ях 1-й ми­ро­вой вой­ны. Б. уча­ст­во­ва­ли в ан­ти­ко­ло­ни­аль­ном дви­же­нии, воз­гла­ви­ли круп­ное вос­ста­ние 1915–16 в Бе­ле­ду­гу. В совр. Ма­ли со­став­ля­ют яд­ро эт­но­куль­тур­ной кон­со­ли­да­ции.

Музыканты бамбара.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Су­да­нской подобласти Зап. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие. Зер­но­вые куль­ту­ры вы­ра­щи­ва­ют муж­чи­ны, ого­род­ные – жен­щи­ны. Раз­во­дят коз и овец, круп­ный ро­га­тый скот вы­ме­ни­ва­ют у фуль­бе. Осо­бую со­ци­аль­ную роль у Б. иг­ра­ет тра­диц. охо­та; охот­ни­чьи сою­зы ока­зы­ва­ют влия­ние на вла­ст­ные от­но­ше­ния и по­ли­тич. жизнь. Тра­диц. ре­мёс­ла – куз­неч­ное, юве­лир­ное, тка­че­ст­во (сре­ди муж­чин), пря­де­ние (сре­ди жен­щин), гон­чар­ное (сре­ди жён куз­не­цов). Тра­диц. оде­ж­да у муж­чин – ко­рот­кие шта­ны (ку­ру­си) и ко­рот­кая ру­ба­ха без ру­ка­вов (гло­ки), на го­ло­ве – ром­бо­вид­ная хлоп­ча­то­бу­маж­ная ша­поч­ка (ба­ма­да), у жен­щин – за­паш­ная юб­ка (та­фе). В тра­диц. кас­то­вой ие­рар­хии выс­ший слой со­став­ля­ли зем­ле­дель­цы-вои­ны (они же мог­ли за­ни­мать­ся тка­че­ст­вом), сред­ний – куз­не­цы, низ­ший – пев­цы-грио­ты. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды (с пред­поч­ти­тель­ной эн­до­га­ми­ей в пре­де­лах объ­е­ди­не­ния со­юз­ных ро­дов), от­ра­жаю­щее­ся в сис­те­ме ро­до­вых имён (джа­му), по­ло­воз­ра­ст­ные ин­сти­ту­ты, муж­ские и жен­ские тай­ные сою­зы (Ко­мо, Ко­ре, Нто­мо и др.), боль­шие се­мьи; рас­про­стра­не­но мно­го­жён­ст­во. Де­ре­вен­ская об­щи­на (ду­гу) управ­ля­ет­ся со­ве­том ста­рей­шин и воз­глав­ля­ет­ся стар­шим муж­чи­ной из се­мьи ос­но­ва­те­ля де­рев­ни (ду­гу-ти­ги). Ка­ж­дая се­мья за­ни­ма­ет в де­рев­не отд. квар­тал. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты пред­ков, сил пло­до­ро­дия. Ги­по­те­за ис­сле­до­ва­те­лей шко­лы М. Грио­ля о су­щест­во­ва­нии у Б. кос­мо­го­нич. ми­фов и по­ли­теи­стич. пан­те­о­на, воз­глав­ляе­мо­го бо­же­ст­вом во­ды Фа­ро, под­вер­га­ет­ся со­мне­нию. В рам­ках тай­ных сою­зов про­во­дят­ся эзо­те­ри­че­ские об­ря­ды с мас­ка­ми. У Б. име­ет­ся ис­пол­няе­мый пев­ца­ми-грио­та­ми раз­ви­тый ге­ро­ич. эпос («Ма­ма­ри Би­тон Ку­ли­ба­ли», «Да Мон­зон Джа­ра» и др.), охот­ни­чий эпос. Рас­про­стра­не­ны сказ­ки, по­го­вор­ки, пес­ни (сва­деб­ные; про­из­вод­ст­вен­ные; со­про­во­ж­даю­щие ини­циа­ции маль­чи­ков и де­во­чек). Празд­ни­ки при­уро­че­ны к на­ча­лу и кон­цу с.-х. ра­бот, от­кры­тию и за­кры­тию се­зо­на охо­ты и др. Рас­про­стра­не­ны мас­со­вые ри­туа­лы с уча­сти­ем ря­же­ных, ма­сок, ма­рио­не­ток, с тан­ца­ми, в т. ч. хо­ро­вод­ны­ми. Раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву (мас­ки, наголовники, ри­ту­аль­ная скульп­ту­ра и др.), кра­ше­ние хлоп­ча­то­бу­маж­ных тка­ней, ба­ти­ко­ва­ние, рос­пись по тка­ни в тех­ни­ке «бо­го­лан» (ткань про­пи­ты­ва­ет­ся осо­бой гли­ной), узор­ное тка­че­ст­во. Ке­ра­ми­ка ок­ра­ши­ва­ет­ся с по­мо­щью рас­тит. от­ва­ров, ор­на­мен­ти­ру­ет­ся гра­ви­ров­кой и штам­па­ми, в 20 в. рас­про­стра­ня­ет­ся рос­пись мас­ля­ны­ми крас­ка­ми.

Лит.: Monteil Ch. Les Bambara du Ségou et du Kaarta. P., 1924; Tauxier L. La Réligion Bambara. P., 1927; Meillassoux Cl. Femmes, greniers et capitaux. P., 1975; Dieterlen G. Essai sur la réligion Bambara. 2nd ed. Brux., 1988; Ар­сень­ев В. Р. Бам­ба­ра: лю­ди в пе­ре­ход­ной эко­но­ми­ке. СПб., 1997; он же. Бам­ба­ра: от об­раза жиз­ни к об­раз­ам ми­ра и про­из­ве­де­ни­ям ис­кус­ст­ва. СПб., 2000.

Вернуться к началу