Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АТАПА́СКИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 437-438

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Кибрик

АТАПА́СКИ, ата­ба­ски (са­мо­наз­ва­ния на мн. язы­ках де­не, ди­не – лю­ди), груп­па ин­дей­ских на­ро­дов, го­во­ря­щих на ата­ба­ск­ских язы­ках, в Сев. Аме­ри­ке. Чис­лен­ность в США 422 тыс. чел. (в т. ч. на Аля­ске – 19 тыс. чел., в Ка­ли­фор­нии и Оре­го­не – 8 тыс. чел., апа­чи и на­ва­хо – 395 тыс. чел.; 2000, пе­ре­пись), из них чис­то­кров­ных А. – 346 тыс. чел.; в Ка­на­де, по раз­ным оцен­кам, – от 24 тыс. до 45 тыс. чел.

Об­щие пред­ки А. и ин­дей­цев эяк и тлин­ки­тов (но­си­те­ли на-де­не язы­ков) бы­ли од­ни­ми из по­след­них пе­ре­се­лен­цев из Сев.-Вост. Азии в Аме­ри­ку (5–4-е тыс. до н. э.). Праа­та­па­ски вы­де­ли­лись из это­го един­ст­ва ок. 1500 до н. э. как груп­па, склон­ная к внут­ри­кон­ти­нен­таль­ной, а не бе­ре­го­вой сре­де оби­та­ния. Пра­ро­ди­на А. пред­по­ло­жи­тель­но на­хо­дит­ся в верх­нем те­че­нии р. Юкон. В про­цес­се рас­се­ле­ния А. рас­па­лись на 3 груп­пы.

Се­вер­ные А. на за­па­де суб­арк­тич. зо­ны Аме­ри­ки раз­де­ля­ют­ся на 3 под­груп­пы. А. Аля­ски вклю­ча­ют: ин­га­лик (дег-хи­тан, 275 чел.), хо­ли­ка­чук (200 чел.), кою­кон (2300 чел.), верх­не­кус­ко­к­вим­цев (кол­чан, 160 чел.), та­най­на (де­наи­на, 900 чел.), ат­на (ате­на, 500 чел.), та­на­на (ниж­ние та­на­на, 380 чел.), та­на­кросс (220 чел.), верх­них та­на­на (300 чел., из них часть в Ка­на­де), хан (250 чел., из них 200 чел. в Ка­на­де), ку­чин (кут­чин, гви­чин; 2300 чел., из них 1200 чел. в Ка­на­де; 1997, оцен­ка). К А. Кор­диль­ер (Ка­на­да: тер­ри­то­рия Юкон, пров. Бри­тан­ская Ко­лум­бия, от­час­ти пров. Аль­бер­та) от­но­сят­ся: тут­чо­не (2400 чел.), та­гиш (400 чел.), кас­ка (900 чел.), тал­тан (750 чел.), се­ка­ни (600 чел.), ба­бин (сев. кар­ри­ер, 2200 чел.), кар­ри­ер (юж. кар­ри­ер, 2600 чел.), чил­ко­тин (1800 чел.), а так­же пе­ре­се­лив­шие­ся в пре­рии сар­си (600 чел.), вы­мер­шие це­ца­ут (жив­шие к за­па­ду от Кор­диль­ер, вбли­зи Ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья) и ни­ко­ла (миг­ри­ро­вав­шие на юг, в р-н Пла­то). Под­груп­па А. бас­сей­на р. Мак­кен­зи (Ка­на­да: Се­ве­ро-За­пад­ные тер­ри­то­рии, се­вер Бри­тан­ской Ко­лум­бии, про­вин­ции Аль­бер­та, Сас­ка­че­ван, Ма­ни­то­ба) вклю­ча­ет би­вер (600 чел.), слэй­ви (юж. слэй­ви, 3600 чел.), ма­ун­тэн, хэр и бэр­лейк, ино­гда объ­е­ди­няе­мые под назв. сев. слэй­ви (об­щая чис­лен­ность 1600 чел.), дог­риб (тли­чо, 3000 чел.; 1987–2000, оцен­ка), чи­пе­вай­ан (св. 15 тыс. чел. – 2004, оцен­ка); ра­нее вы­де­ляв­шие­ся йел­ло­унайф ны­не сли­лись с чи­пе­вай­ан и от­час­ти с дог­риб.

Тра­диционная куль­ту­ра сев. А. ти­пич­на для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки. Осн. за­ня­тие – охо­та на круп­но­го та­ёж­но­го зве­ря, а также на все ви­ды ди­чи, вклю­чая гры­зу­нов, у А. Аля­ски – так­же про­мы­сел ло­со­ся. Жи­ли­ще – по­лу­сфе­рич. или ко­ни­че­ское, кры­тое шку­ра­ми; у А. Аляски из­вест­ны по­лу­зем­лян­ки, кры­тые дёр­ном (под влия­ни­ем эс­ки­мо­сов), оде­ж­да из рыбь­ей ко­жи. Об­щая осо­бен­ность ата­па­ск­ской оде­ж­ды – шта­ны, со­став­ляю­щие од­но це­лое с обу­вью. У А. Аля­ски и Кор­диль­ер пре­об­ла­да­ли мат­ри­ли­ней­ные ро­ды, в бас­сей­не Мак­кен­зи – би­ла­те­раль­ные груп­пы. Важ­ней­ший об­ряд – по­гре­баль­ный (по­кой­ни­ки по­ме­ща­лись на де­рев. плат­фор­ме или сжи­га­лись), боль­шое зна­че­ние имел по­тлач.

С на­ча­лом кон­так­тов с ев­ро­пей­ца­ми (с кон. 17 в. на вос­то­ке – с тор­гов­ца­ми Ком­па­нии Гуд­зо­но­ва за­ли­ва, с кон. 18 в. на за­па­де – с рус­ски­ми, см. Рус­ская Аме­ри­ка) осн. зна­че­ние при­об­ре­та­ет то­вар­ный пуш­ной про­мы­сел. Сев. А. об­ра­ще­ны в ка­то­ли­че­ст­во и про­тес­тант­ст­во, ряд А. Аля­ски – в пра­во­сла­вие (со­хра­ня­ет­ся сре­ди верх­не­кус­ко­к­вим­цев, б. ч. та­най­на и ин­га­лик). Жи­вут в осн. вне ре­зер­ва­ций. На Аля­ске боль­шое зна­че­ние име­ют ин­дей­ские пае­вые ин­ве­сти­ци­он­ные фон­ды, рас­по­ря­жаю­щие­ся пле­мен­ны­ми зем­ля­ми.

Индианка хупа наливает воду из корзины в желудёвую муку. Фото П. Э. Годдарда. 1902. Калифорнийский университет (Беркли).

Ти­хо­оке­ан­ские А. вклю­ча­ют 3 под­груп­пы. К ко­лум­бий­ским А. (ниж­нее те­че­ние р. Ко­лум­бия) от­но­сят­ся ны­не вы­мер­шие ква­ли­о­к­ва и клац­ка­наи (тлац­ка­наи). Под­груп­па оре­гон­ских А. вклю­ча­ет: верх. ум­пк­ва (ам­пк­ва, 1051 чел.), ко­к­вилл (576 чел.), а так­же час­та-кос­та, ту­тут­ни, га­лис, аппл­гейт, чет­ко и др., ны­не не со­хра­нив­ших­ся как отд. пле­ме­на (об­щая чис­лен­ность 388 чел.); боль­шин­ст­во оре­гон­ских А. бы­ло по­се­ле­но в 1850-х гг. в ре­зер­ва­ци­ях Силец и Гранд-Ронд; к этой под­груп­пе от­но­сят­ся так­же то­ло­ва (смит-ри­вер, 960 чел.), жи­ву­щие в осн. на се­ве­ре Ка­ли­фор­нии. В под­груп­пу ка­ли­фор­ний­ских А. вхо­дят: ху­па и слив­шие­ся с ни­ми чи­лу­ла (3100 чел.), вил­кут (ред­вуд, 30 чел.), мат­тол (97 чел.), бэр-ри­вер (129 чел.), вай­ла­ки (1732 чел.), лас­сик (6 чел.), ка­то (175 чел. – 2000, пе­ре­пись США), вы­мер­шие синкйо­не и нон­гатл.

Ти­хо­оке­ан­ские А. миг­ри­ро­ва­ли в ре­ги­он с се­ве­ра в сер. 1-го тыс. н. э. Их тра­диционная куль­ту­ра пред­став­ля­ла со­бой кон­ти­ну­ум ме­ж­ду куль­ту­ра­ми ин­дей­цев сев.-зап. по­бе­ре­жья Сев. Аме­ри­ки и Ка­ли­фор­нии; ква­ли­о­к­ва и клац­ка­наи со­хра­ня­ли чер­ты, ха­рак­тер­ные для ин­дей­цев Суб­арк­ти­ки. Осн. за­ня­тия – сбор же­лу­дей и про­мы­сел ло­со­ся, а так­же охо­та; у бе­ре­го­вых на­ро­дов (ту­тут­ни, то­ло­ва, мат­тол, синкйо­не) – про­мы­сел мор­ско­го зве­ря, ко­рюш­ки, мол­лю­с­ков, яиц ча­ек. Пре­об­ла­дал пат­ри­ли­ней­ный счёт род­ст­ва. Ли­дер­ст­во ос­но­вы­ва­лось на лич­ном бо­гат­ст­ве, де­неж­ным эк­ви­ва­лен­том слу­жи­ли ра­ко­ви­ны, лез­вия из об­си­диа­на и крем­ня, скаль­пы дят­лов, шку­ры оле­ня ред­кой рас­крас­ки и др. Осн. ри­туа­лы – об­ря­ды при­свое­ния име­ни, жен­ские ини­циа­ции, по­хо­рон­ные, еже­год­ные це­ре­мо­нии об­нов­ле­ния ми­ра, со­про­во­ж­дав­шие­ся де­мон­ст­ра­ци­ей бо­гат­ст­ва; бы­ли рас­про­стра­не­ны ри­ту­аль­ные ба­ни.

К на­ча­лу кон­так­тов с аме­ри­кан­ца­ми (2-я четв. – сер. 19 в.) ти­хо­оке­ан­ские А. на­счи­ты­ва­ли до 20 тыс. чел. Чис­лен­ность боль­шин­ст­ва рез­ко со­кра­ти­лась уже в пер­вые де­ся­ти­ле­тия кон­так­тов, вы­жив­шие ин­дей­цы по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции (ме­нее дру­гих по­стра­да­ли ху­па, по­лу­чив­шие ре­зер­ва­цию на ис­кон­ной тер­ри­то­рии). С 1880-х гг. мн. А., осо­бен­но в Оре­го­не, ста­ли по­сле­до­ва­те­ля­ми шей­ке­риз­ма (раз­но­вид­но­сти син­кре­ти­чес­ких куль­тов).

Юж­ные А. – апа­чи и на­ва­хо, к 14–15 вв. миг­ри­ро­вав­шие из Суб­арк­ти­ки на юго-за­пад США и при­ле­гаю­щие тер­ри­то­рии пре­рий, где вос­при­ня­ли не­ко­то­рые чер­ты куль­ту­ры со­сед­них на­ро­дов (зем­ле­де­лие у на­ва­хо, охо­та на би­зо­на у апа­чи и др.), со­хра­нив при этом и чер­ты ис­кон­ной куль­ту­ры.

Для А. в це­лом ха­рак­тер­ны ори­ен­та­ция на кон­ти­нен­таль­ную сре­ду оби­та­ния (за ис­клю­че­ни­ем при­бреж­ных на­ро­дов – та­най­на, то­ло­ва и от­час­ти мат­тол и синкйо­не), мер­кан­ти­лизм и ин­ди­ви­дуа­лизм, со­хра­не­ние дис­тан­ции по от­но­ше­нию к со­сед­ним на­ро­дам в со­че­та­нии с вы­со­кой адап­тив­ной спо­соб­но­стью и вос­при­им­чи­во­стью к куль­тур­ным ин­но­ва­ци­ям. Юж. и ти­хо­оке­ан­ские А., да­ле­ко ушед­шие от ис­кон­ной пра­ро­ди­ны, не­смот­ря на бли­зость язы­ков, не со­хра­ни­ли па­мя­ти о сво­их ми­гра­ци­ях. Ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся об­щие при­зна­ки праа­та­паск­ской сис­те­мы тер­ми­нов род­ст­ва.

Лит.: Dyen I., Aberle D. F. Lexical re­con­struc­tion: the case of the Proto-Athapaskan kin­ship sys­tem. L.; N. Y., 1974; Hand­book of North Ameri­can In­di­ans. Vol. 8: Cali­for­nia / Ed. R. F. Heizer. Wash., 1978. Vol. 6: Subar­ctic / Ed. J. Helm. Wash., 1981. Vol. 7: North­west coast / Ed. W. Sut­tles. Wash., 1990; Дзе­ни­ске­вич Г. И. Ата­па­ски Аля­ски. Л., 1987; Ives J. W. A the­ory of North­ern Athapas­kan pre­his­tory. Boul­der, 1990.

Вернуться к началу