Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДРЕ́ЕВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ

Авторы: М. Н. Соколов
Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголюна Никитском бульваре(во дворе дома №7) в Москве. Бронза, гранит. 1904–08.

АНДРЕ́ЕВ Ни­ко­лай Ан­д­рее­вич [14(26). 10.1873, Мо­ск­ва – 24.12.1932, там же], рос. скульп­тор и гра­фик. Учил­ся в СХПУ (1885–91) и МУЖВЗ (1892–1901) у С. М. Вол­ну­хи­на. Ис­пы­тал влия­ние им­прес­сио­низ­ма П. П. Тру­бец­ко­го. Уже в ран­ний пе­ри­од про­явил боль­шой та­лант порт­ре­ти­ста («П. Д. Бо­бо­ры­кин», 1904; «Л. Н. Тол­стой», 1905; оба – брон­за, ГТГ). Сти­ли­зуя ис­то­ри­ко-ху­дож. мо­ти­вы, вы­дви­нул­ся в ряд круп­ных мас­те­ров рус. мо­дер­на (ба­рель­е­фы «Вес­на» и «Осень» для гос­ти­ни­цы «Мет­ро­поль» в Мо­ск­ве, 1901). Обыч­но его эс­ки­зы пе­ре­во­ди­лись в брон­зу, но об­ра­щал­ся так­же к тер­ра­ко­те («Вак­хан­ка на коз­ле», 1905) и май­о­ли­ке («Пань­ка», 1912–13). Луч­шим его до­ре­во­люц. про­из­ве­де­ни­ем стал па­мят­ник Н. В. Го­го­лю (брон­за, гра­нит, 1904–08, от­крыт в 1909): пи­са­тель изо­бра­жён си­дя­щим в по­зе скорб­но­го раз­ду­мья, на не­вы­со­ких рель­е­фах по­ста­мен­та – гро­те­ск­ные фи­гу­ры его ге­ро­ев. Соз­дал так­же па­мят­ник док­то­ру Ф. П. Гаа­зу (брон­за, гра­нит, 1909; оба – в Мо­ск­ве).

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в рам­ках мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­на А. ис­пол­нил экс­прес­сив­но-ла­ко­нич­ные по фор­мам фи­гу­ры А. И. Гер­це­на и Н. П. Ога­рё­ва (гра­нит­ная крош­ка на це­мен­те, ус­та­нов­ле­ны в 1922 пе­ред зда­ни­ем МГУ на Мо­хо­вой ул.). Вы­пол­нял с на­ту­ры порт­ре­ты дея­те­лей поли­ти­ки и куль­туры (Ф. И. Ша­ля­пи­на, М. Горь­ко­го, К. С. Ста­ни­слав­ско­го, К. Цет­кин, И. В. Ста­ли­на и др., все 1918–22). Со­че­тая итал. ка­ран­даш с пас­те­лью и ме­лом, соз­дал осо­бый тип пла­кат­но­го по ду­ху, удоб­но­го для по­лигра­фич. раз­мно­же­ния порт­ре­та, со­хра­няю­ще­го в то же вре­мя ост­рую объ­ек­тив­ность. В на­тур­ных этю­дах 1919–20 за­ро­ди­лась и его зна­ме­ни­тая «Ле­ни­ниана» (ок. 100 скульп­тур­ных и ок. 200 гра­фич. порт­ре­тов) – жё­ст­кие, во­ле­вые и ли­шён­ные чрез­мер­ной идеа­ли­за­ции пор­тре­ты вож­дя, в т. ч. гра­фи­чес­кий (1930–32), вклю­чён­ный в оформ­ление член­ско­го би­ле­та КПСС, ста­туя «Ле­нин-вождь» (1931–1932), за­кон­чен­ная и пе­ре­ве­дён­ная в мра­мор бра­том мас­тера, вая­те­лем В. А. Ан­д­рее­вым (1890–1945), бы­ли объ­яв­ле­ны клас­си­кой со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. В 1924–28 А. ра­бо­тал над па­мят­ни­ком А. Н. Ост­ров­ско­му; от­кры­тый в 1929, во­шёл в чис­ло са­мых из­вест­ных моск. мо­ну­мен­тов. Ус­пеш­но вы­сту­пал и как сце­но­граф, оформ­ляя в осн. спек­так­ли МХАТа («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля, 1921, и др.).

Лит.: Ду­бо­виц­кая Н. Н. Н. Ан­д­ре­ев. М., 1970; Три­фо­но­ва Л. П. Н. А. Ан­д­ре­ев. Л., 1987; Се­ме­но­ва Н. Ис­то­рия ан­д­ре­ев­ской Ле­ни­нианы // Ис­кус­ст­во. 1990. № 4.

Вернуться к началу