Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДРА́ДИ ЖОЗЕ ОСВАЛД ДИ СОУЗА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 722

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

АНДРА́ДИ (An­drade) Жо­зе Ос­валд ди Со­уза (11.1.1890, Сан-Пау­лу – 22.10.1954, Рио-де-Жа­ней­ро), браз. пи­са­тель, жур­на­лист. Юрист по об­ра­зо­ва­нию. Один из соз­да­те­лей про­грам­мы об­нов­ле­ния браз. сло­вес­но­сти, ко­то­рую про­па­ган­ди­ро­вал в Ев­ро­пе, Лат. Аме­ри­ке, США. Пред­ста­ви­тель браз. мо­дер­низ­ма: сб-ки сти­хо­тво­ре­ний «Сан­да­ло­вое де­ре­во» («Pau-bra­sil», 1925), «Пер­вая тет­радь уче­ни­ка от по­эзии Ос­вал­да ди Ан­д­ра­ди» («Primeiro caderno do aluno da po­esia Os­wald de An­drade», 1927). За­чи­на­тель нац. аван­гар­ди­ст­ской ур­ба­ни­стич. про­зы: ро­ма­ны «Сен­ти­мен­таль­ные вос­по­ми­на­ния Жоа­на Ми­ра­мар» («Memo­rias sen­ti­men­tais de João Mi­ra­mar», 1914–23; опубл. в 1924), «Се­ра­фим Боль­шой Мост» («Se­rafim Ponte Grande», 1929; опубл. в 1933); цикл «Ну­ле­вая от­мет­ка» («Mar­co ze­ro»), вклю­чаю­щий ро­ма­ны «Ме­лан­хо­ли­че­ская ре­во­лю­ция» («A re­volução mel­ancólica», 1943) и «Низ» («Chã o», 1945). Об­ра­щал­ся к жан­ру аван­гар­ди­ст­ской дра­мы для чте­ния: «Ко­роль све­чи» («O rei da vela», 1933) и др. Сло­жив­шая­ся под влия­ни­ем фу­ту­риз­ма, ку­биз­ма, да­да­из­ма по­эти­ка А. опи­ра­лась на кон­цеп­цию но­во­го от­кры­тия Бра­зи­лии как па­ро­дий­но-кар­на­ва­ли­зо­ван­но­го об­раза бы­тия. Осо­бый смысл А. вкла­ды­вал в ре­фор­ми­ро­ва­ние ху­дож. язы­ка: он на­сы­щал свои про­из­ве­де­ния не­оло­гиз­ма­ми, про­сто­ре­чия­ми, ор­фо­гра­фич. ошиб­ка­ми, стре­мясь тем са­мым пе­ре­дать не­пре­хо­дя­щую пер­во­здан­ность ми­ра. В эс­се «Ар­ка­дия и Ин­кон­фи­ден­сия» («A Ar­cádia e a In­cofidência», 1945) и «Кри­зис мес­си­ан­ской фи­ло­со­фии» («A crise da filosofia messiánica», 1950) фи­ло­со­фия три­ум­фаль­но­го вар­вар­ст­ва («ан­тро­по­фа­гия») со­еди­ни­лась с апо­ло­ги­ей иг­ро­вой сущ­но­сти ис­кус­ства.

Соч.: Po­esias re­uni­das. São Paulo, 1976; Se­rafim ponte grande. [São Paulo], 1985.

Вернуться к началу