АНАКСИМА́НДР ИЗ МИЛЕТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНАКСИМА́НДР (Ἀναξίμανδρος) из Милета (ок. 610 – после 546 до н. э.), др.-греч. философ, представитель милетской школы. Ученик Фалеса. Ок. 546 опубликовал первое научно-филос. сочинение греков трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков европ. физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрич. модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей античности и Средневековья до Н. Коперника. Если в нар. и поэтич. представлениях Земля «растёт» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А. – первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религ. ритуала, а строго рационально и эволюционно – методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирич. наблюдению.
По А., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишённой видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнём и воздухом), то как «смесь» бесчисл. простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физич. противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твёрдые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали Землю, лёгкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звёзды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космич. стихий, противоборство которых создало расчленённый видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине», эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звёздами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил б. ч. первобытного океана (о чём свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колёса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в разл. стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и погибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (фрагмент В 1). Все единичные вещи (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остаётся «нестареющей» и «вечной».
Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие своё время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Т. к. человеческий детёныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида – неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географич. карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономич. инструментов – гномона, небесного глобуса, солнечных часов.