Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНАКСИМА́НДР ИЗ МИЛЕТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 651

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

АНАКСИМА́НДР (Ἀναξίμανδρος) из Ми­ле­та (ок. 610 – по­сле 546 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель ми­лет­ской шко­лы. Уче­ник Фа­ле­са. Ок. 546 опуб­ли­ко­вал пер­вое на­уч­но-фи­лос. со­чи­не­ние гре­ков трак­тат «О при­ро­де» (со­хра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты и пе­ре­ска­зы), по­ло­жив­ший на­ча­ло ио­ний­ской ес­те­ст­вен­ной ис­то­рии или «фи­зио­ло­гии» и стоя­щий у ис­то­ков ев­роп. фи­зи­ки, гео­гра­фии, ас­тро­но­мии, гео­ло­гии, ме­тео­ро­ло­гии и био­ло­гии. В этом трак­та­те А. дал все­об­щую ис­то­рию кос­мо­са от мо­мен­та его воз­ник­но­ве­ния из пер­во­ма­те­рии до про­ис­хо­ж­де­ния жи­вых су­ществ и че­ло­ве­ка, а так­же впер­вые пред­ло­жил гео­мет­ри­зован­ную гео­цен­трич. мо­дель ми­ра, гос­под­ство­вав­шую в ас­тро­но­мии в те­че­ние всей ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья до Н. Ко­пер­ни­ка. Ес­ли в нар. и по­этич. пред­став­ле­ни­ях Зем­ля «рас­тёт» кор­ня­ми из пре­ис­под­ней, а в кос­мо­ло­гии Фа­ле­са «пла­ва­ет» на ми­ро­вом океа­не, то в кос­мо­ло­гии А. она «ви­сит» в без­гра­нич­ной безд­не и за­ни­ма­ет лишь ма­лую часть Все­лен­ной. Кни­га А. – пер­вый текст в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва, в ко­то­ром про­ис­хо­ж­де­ние и уст­рой­ст­во ми­ра рас­смат­ри­ва­ют­ся не ми­фо­ло­ги­че­ски и не в кон­тек­сте ре­лиг. ри­туа­ла, а стро­го ра­цио­наль­но и эво­лю­ци­он­но – ме­то­дом ес­те­ст­вен­ных ана­ло­гий и ре­кон­ст­рук­ции про­шлых («не­ви­ди­мых») со­стоя­ний на ос­но­ва­нии ре­лик­то­вых фак­тов, дос­туп­ных эм­пи­рич. на­блю­де­нию.

По А., Все­лен­ная бес­ко­неч­на во всех на­прав­ле­ни­ях и на­пол­не­на га­зо­об­раз­ной ма­те­ри­ей, ли­шён­ной ви­ди­мых ка­че­ст­вен­ных раз­ли­чий и на­хо­дя­щей­ся в не­пре­кра­щаю­щем­ся дви­же­нии, при­су­щем ей им­ма­нент­но. Позд­ней­шие ав­то­ры опи­сы­ва­ют эту пер­во­ма­те­рию то как «бес­пре­дель­ное» (апей­рон), то как «про­ме­жу­точ­ное ве­ще­ст­во» (напр., сред­нее ме­ж­ду ог­нём и воз­ду­хом), то как «смесь» бес­числ. про­стых ве­ществ. В кос­мо­го­нии А. спон­тан­но воз­ник­ший «вихрь» вы­зы­ва­ет раз­де­ле­ние иде­аль­ной сме­си на фи­зич. про­ти­во­по­лож­но­сти го­ря­че­го и хо­лод­но­го, влаж­но­го и су­хо­го и т. д. Твёр­дые и хо­лод­ные час­ти­цы, со­брав­шись в цен­тре вих­ря, об­ра­зо­ва­ли Зем­лю, лёг­кие и го­ря­чие ока­за­лись вы­толк­ну­ты на пе­ри­фе­рию (не­бо и звёз­ды). Ней­траль­ное со­стоя­ние сме­ни­лось по­ля­ри­за­ци­ей вра­ж­деб­ных кос­мич. сти­хий, про­ти­во­бор­ст­во ко­то­рых соз­да­ло рас­чле­нён­ный ви­ди­мый кос­мос. Хо­лод­ный не­про­ни­цае­мый воз­дух (аэр) об­во­лок огонь и замк­нул его в три ги­гант­ских вра­щаю­щих­ся «ко­ле­са», ос­та­вив ог­ню по вы­хлоп­ной «от­ду­ши­не», эти от­ду­ши­ны лю­ди на­зы­ва­ют Солн­цем, Лу­ной и звёз­да­ми. Огонь Солн­ца, «пи­та­ясь» вла­гой, ис­па­рил б. ч. пер­во­быт­но­го океа­на (о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ра­ко­ви­ны и ока­ме­не­ло­сти рыб, на­хо­ди­мые в глу­би­не ма­те­ри­ка); в бу­ду­щем, ос­тав­шись без «пи­щи», он по­тух­нет, не­бес­ные ко­лё­са ос­та­но­вят­ся и ос­тат­ки на­ше­го ми­ра, как труп, раз­ло­жат­ся в «без­гра­нич­ной при­ро­де». Та­ких ми­ров, на­хо­дя­щих­ся в разл. ста­ди­ях ро­ж­де­ния и ги­бе­ли, бес­ко­неч­но мно­го. Имея в ви­ду этот про­цесс, А. дал пер­вую фор­му­ли­ров­ку за­ко­на со­хра­не­ния ма­те­рии: «Из ка­ких на­чал ве­щи воз­ни­ка­ют, в те же са­мые им и по­гиб­нуть су­ж­де­но, ибо они да­ют спра­вед­ли­вое воз­ме­ще­ние ущер­ба в ус­та­нов­лен­ное вре­мя» (фраг­мент В 1). Все еди­нич­ные ве­щи (в т. ч. ми­ры) су­ще­ст­ву­ют «в долг» и в пре­дус­та­нов­лен­ный срок по­ги­ба­ют, воз­вра­щая за­им­ст­во­ван­ные эле­мен­ты «без­гра­нич­ной при­ро­де», ко­то­рая од­на ос­та­ёт­ся «не­ста­рею­щей» и «веч­ной».

Пред­ло­жен­ная А. пер­вая тео­рия ес­тест­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния жиз­ни со­дер­жа­ла эво­лю­ци­он­ные до­гад­ки, опе­ре­див­шие своё вре­мя: пер­вые жи­вые су­ще­ст­ва за­ро­ди­лись на дне мо­ря и бы­ли по­кры­ты ко­лю­чей ко­жей (ве­ро­ят­но, ги­по­те­за, ос­но­ван­ная на на­блю­де­нии ока­ме­не­ло­стей вы­мер­ших иг­ло­ко­жих). Т. к. че­ло­ве­че­ский де­тё­ныш бес­по­мо­щен и не мо­жет вы­жить без ро­ди­те­лей, то пер­вые лю­ди долж­ны бы­ли за­ро­дить­ся в жи­вот­ных дру­го­го ви­да – не­ких ры­бо­по­доб­ных су­ще­ст­вах, ко­то­рые их вы­кор­ми­ли. При­ла­гав­шая­ся к трак­та­ту «О при­ро­де» гео­гра­фич. кар­та по­ло­жи­ла на­ча­ло ан­тич­ной кар­то­гра­фии. А. при­пи­сы­ва­ет­ся так­же изо­бре­те­ние ас­тро­но­мич. ин­ст­ру­мен­тов – гно­мо­на, не­бес­но­го гло­бу­са, сол­неч­ных ча­сов.

Источн.: Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1.

Лит.: Kahn Ch. Anaxi­man­der and the ori­gins of Greek cos­mol­ogy. N. Y., 1960.

Вернуться к началу