Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМАЗО́НКИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 586

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Тахо-Годи; Л. И. Таруашвили (искусство)
«Амазономахия». Скульпторы Скопас, Бриаксис, Леохар и Тимофей. Фрагмент фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Ок. 350 до н. э. Британский музей (Лондон).

АМАЗО́НКИ (лат. Ama­zones, от греч. Ἀμαζόνες), в греч. ми­фо­ло­гии пле­мя жен­щин-вои­тель­ниц, про­ис­хо­дя­щих от Аре­са и Гар­мо­нии – на­яды р. Фер­мо­донт. Тра­ди­ция по­се­ля­ет А. на р. Фер­мо­донт у г. Фе­ми­ски­ра (Ма­лая Азия) или в пред­горь­ях Кав­ка­за, вбли­зи оз. Ме­о­ти­ды (Азов­ское м.). А. по­кло­ня­ют­ся Аре­су и Ар­те­ми­де, пре­зи­ра­ют муж­чин и всту­па­ют с ни­ми в связь толь­ко ра­ди про­дол­же­ния ро­да, уби­вая но­во­рож­дён­ных маль­чи­ков и вы­карм­ли­вая де­во­чек – бу­ду­щих вои­тель­ниц. Воо­ру­же­ны лу­ком, бое­вым то­по­ром, лёг­ким щи­том, для бо­лее удоб­но­го вла­де­ния ору­жи­ем А. вы­жи­га­ют или сдав­ли­ва­ют у де­во­чек ле­вую (по др. вер­сии, пра­вую) грудь – от­сю­да яко­бы про­ис­хо­дит их на­зва­ние (от а... и μαζός – грудь). С А. сра­жа­лись ге­рои Бел­ле­ро­фонт, Ге­ракл, Те­сей. Что­бы за­по­лу­чить для сво­ей до­че­ри по­яс Аре­са, ко­то­рым вла­де­ла ца­ри­ца ама­зо­нок Ип­по­ли­та, царь Эв­рис­фей по­слал Ге­рак­ла на его де­вя­тый под­виг: Ге­ракл оса­дил Фе­ми­ски­ру, убил Ип­по­ли­ту и за­вла­дел её поя­сом. Вме­сте с Ге­рак­лом в по­хо­де уча­ст­во­вал Те­сей, по­хи­тив­ший ама­зон­ку Ан­ти­опу (по др. вер­сии, Ип­по­ли­ту или Ме­ла­нип­пу), по­сле че­го А. на­па­ли на Афи­ны, но Те­сей одер­жал над ни­ми по­бе­ду, а Ан­ти­опа ро­ди­ла ему сы­на Ип­по­ли­та. Ама­зон­ка Пен­фе­си­лея по­мо­га­ла тро­ян­цам и бы­ла уби­та под сте­на­ми Трои Ахил­лом. А. при­пи­сы­ва­ли ос­но­ва­ние г. Эфес и по­строй­ку там хра­ма в честь Ар­те­ми­ды. В ми­фах о борь­бе олим­пий­ских ге­ро­ев с А. на­шли от­ра­же­ние эле­мен­ты мат­ри­ар­ха­та.

В иск-ве Древ­ней Гре­ции изо­бра­же­ния А. име­ли ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние, ре­пре­зен­ти­руя мир за пре­де­ла­ми ци­ви­ли­за­ции, чу­ж­дый и вра­ж­деб­ный эл­лин­ско­му. Ча­ще все­го А. изо­бра­жа­лись сра­жаю­щи­ми­ся с греч. вои­на­ми (т. н. ама­зо­но­ма­хия), пер­во­на­чаль­но – в ус­лов­но-скиф­ских на­ря­дах, но под влия­ни­ем клас­сич. вку­са их об­лик в иск-ве 5 в. до н. э. эл­ли­ни­зи­ро­вал­ся и да­же под­верг­ся идеа­ли­за­ции (ки­лик Мас­те­ра Пен­те­си­леи, ста­туи А. ра­бо­ты Фи­дия, По­ли­кле­та, Кре­си­лая, фриз хра­ма в Бас­сах; в 4 в. до н. э. – фриз Га­ли­кар­нас­ско­го мав­зо­лея). Об­раз А. – буй­ных вои­тель­ниц на­шёл от­ра­же­ние в иск-ве 17 в. (П. П. Ру­бенс).

Лит.: Ninck M. Das Ama­zonen – Prob­lem // Schweizer Monat­shefte. 1940/41. Jg. 20; Bie­le­feld E. Ama­zo­noma­chie. Be­i­träge zur Ge­schichte der Mo­tivwan­derung in der an­tiken Kunst. Halle, 1951.

Вернуться к началу