РЕАКТИ́ВНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
РЕАКТИ́ВНЫЙ ДВИ́ГАТЕЛЬ, создаёт движущую силу в результате истечения из него струи вещества (рабочего тела), обладающей кинетич. энергией. Возникающая при этом сила называется реактивной силой или тягой и направлена противоположно истечению рабочего тела. В отличие от двигателей др. видов, Р. д. сочетает в себе собственно двигатель и движитель (функции которого выполняет реактивное сопло). Для разгона рабочего тела (создания тяги) используется энергия, содержащаяся, как правило, в самом рабочем теле (напр., энергия, выделяющаяся при сгорании топлива, потенциальная энергия сжатого газа). Р. д., в котором используются запасы рабочего тела (в виде газообразных, жидких или твёрдых веществ), размещаемые на движущемся аппарате, называется ракетным двигателем. Р. д., у которого осн. компонентом рабочего тела является воздух (внешняя среда), применяемый в качестве окислителя при сжигании топлива, размещённого в аппарате, – воздушно-реактивным двигателем. Р. д. используются для приведения в движение гл. обр. самолётов.
Р. д. изобрели Ф. Уиттл (Великобритания, 1930) и Х. фон Охайн (Германия, 1935). 2.8.1939 в Германии в небо поднялся первый в мире турбореактивный самолёт He 178 («Хейнкель 178») с двигателем HeS 3 Охайна. Первым отеч. серийным реактивным самолётом был истребитель Як-15 (1946), первый турбореактивный двигатель ТР-1 разработан в КБ А. М. Люльки; первый реактивный пассажирский авиалайнер – Ту-104 (1955), оборудованный двумя турбореактивными двигателями АМ-3, разработанными в КБ А. А. Микулина.