ЛЮ́ЛЬКА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮ́ЛЬКА Архип Михайлович [10(23).3.1908, с. Саварка Киевской губ., ныне Богуславский р-н Киевской обл. – 1.6.1984, Москва], рос. конструктор авиац. двигателей, один из основоположников теории воздушно-реактивных двигателей, академик АН СССР (1968), Герой Соц. Труда (1957). Окончил Киевский политехнический ин-т (1931). В 1933–39 преподавал в Харьковском авиац. институте, занимался проблемой применения газовой турбины в качестве авиац. двигателя и работал над проектом турбореактивного двигателя (ТРД) с центробежным компрессором. В 1939–1941 разработал конструктивную схему турбореактивного двухконтурного двигателя (явилась прототипом ныне существующих схем), проект опытного образца ТРД с осевым компрессором. В 1941–1942 работал на танковом заводе в Челябинске, с 1943 продолжил работы по созданию первого отеч. ТРД. С 1946 гл. конструктор ОКБ-165 (ныне НПО «Сатурн» его имени) по разработке и созданию отеч. ТРД; с 1957 генеральный конструктор. В 1947 первый ТРД (ТР-1) прошёл гос. испытания. По решению Правительства СССР последующие двигатели, созданные в ОКБ, стали именоваться инициалами «АЛ» – Архип Люлька. В последующие годы под рук. Л. создан ряд ТРД (АЛ-5, АЛ-7, АЛ-21Ф, АЛ-31Ф и их модификации), применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева. Самолёты, оснащённые двигателями Л., в 1950–60-х гг. установили более 20 мировых рекордов; на фронтовом истребителе Су-27 с двигателем АЛ-31Ф в 1986–88 установлено св. 30 мировых рекордов. В 1950–60 преподавал в МАИ (с 1954 проф.). В 1967–84 пред. комиссии АН СССР по газовым турбинам.
Л. научно обосновал целесообразность создания ТРД для скоростных самолётов, разработал теорию и предложил метод их расчёта; определил границы применимости ТРД по макс. скоростям полёта; обосновал преимущества осевых компрессоров перед центробежными; впервые ввёл понятие коэф. восстановления давления воздуха во входном устройстве самолётной силовой установки с ТРД; разработал метод расчёта кпд газовой турбины с учётом выходной скорости газов; ввёл понятие полного полётного кпд ТРД и др. Ленинская пр. (1976), Гос. пр. СССР (1948, 1951). Награждён орденами Ленина (1947, 1957, 1966).