Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИКУ́ЛИН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 291

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МИКУ́ЛИН Алек­сандр Алек­сан­д­ро­вич [2(14).2.1895, Вла­ди­мир – 13.5.1985, Мо­ск­ва], рос. кон­ст­рук­тор авиац. дви­га­те­лей, акад. АН СССР (1943), ге­не­рал-май­ор-ин­же­нер (1944), Ге­рой Соц. Тру­да (1940). Пле­мян­ник Н. Е. Жу­ков­ско­го. В 1922 окон­чил МВТУ. С 1923 кон­ст­рук­тор в На­уч. ав­то­мо­тор­ном ин-те (с 1925 гл. кон­ст­рук­тор). В 1929–31 раз­ра­бо­тал про­ект пер­во­го сов. авиац. порш­не­во­го дви­га­те­ля с жид­ко­ст­ным ох­ла­ж­де­ни­ем АМ-34 (мощ­ность от 588 до 883 кВт, се­рий­ное про­из-во с 1932). Дви­га­те­ли бы­ли ус­та­нов­ле­ны на са­мо­лё­тах АНТ-25, са­мо­лё­те-ги­ган­те «Мак­сим Горь­кий», бом­бар­ди­ров­щи­ках ТБ-3. Кон­ст­рук­ция АМ-34 по­зво­ли­ла сде­лать его ба­зо­вым дви­га­те­лем для мо­ди­фи­ка­ций, ус­та­нав­ли­вае­мых на разл. ти­пах са­мо­лё­тов. В 1930–36 ра­бо­тал в Центр. ин-те авиац. мо­то­ро­строе­ния им. П. И. Ба­ра­но­ва, с 1936 гл. кон­ст­рук­тор Моск. авиа­мо­тор­но­го за­во­да № 24 им. М. В. Фрун­зе. В 1939 М. соз­дал дви­га­тель АМ-35А (993 кВт, се­рий­ное про­из-во с 1940); его ус­та­нав­ли­ва­ли на ис­тре­би­те­лях МиГ-1, МиГ-3, бом­бар­ди­ров­щи­ках ТБ-7 (Пе-8). Во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны под рук. М. соз­да­ны дви­га­те­ли АМ-38Ф (1290 кВт, 1941) и АМ-42 (1470 кВт, 1944) для штур­мо­ви­ков Ил-2 и Ил-10; ГАМ-35Ф для тор­пед­ных ка­те­ров и реч­ных бро­не­ка­те­ров. С 1943 ге­не­раль­ный кон­ст­рук­тор авиац. дви­га­те­лей и гл. кон­ст­рук­тор опыт­но­го авиа­мо­то­ро­стро­ит. за­во­да № 300 в Мо­ск­ве (с 1993 Авиа­мо­тор­ный на­уч.-тех­нич. ком­плекс «Со­юз»).

В 1947 под рук. М. соз­дан тур­бо­компрес­сор­ный ре­ак­тив­ный дви­га­тель (ТКРД-1), за­тем по его схе­ме раз­ра­ба­ты­ва­лись тур­бо­ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли, ко­то­рые дол­гое вре­мя ос­та­ва­лись са­мы­ми мощ­ны­ми в тя­жё­лой бом­бар­ди­ро­воч­ной и пас­са­жир­ской ре­ак­тив­ной авиа­ции СССР: АМ-3 (тя­га 85,3 кН, 1952), напр., ра­бо­тал на са­мо­лё­те Ту-104; АМ-5 (19,6 кН, 1953) для Як-25. В 1943–55 под рук. М. соз­да­ны де­сят­ки ти­пов авиа­дви­га­те­лей, из ко­то­рых 8 бы­ли за­пу­ще­ны в се­рий­ное про­из-во. В 1935–55 од­но­вре­мен­но пре­по­да­вал в МВТУ и Во­ен.-возд. инж. ака­де­мии им. Н. Е. Жу­ков­ско­го. В 1975 окон­чил мед. ин-т, ав­тор кни­ги «Ак­тив­ное дол­го­ле­тие» (1977). Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1946). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1940, 1945, 1947), ор­де­ном Су­во­ро­ва 1-й сте­пе­ни (1945).

Вернуться к началу