АВИАЦИО́ННОГО МОТОРОСТРОЕ́НИЯ ИНСТИТУ́Т
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВИАЦИО́ННОГО МОТОРОСТРОЕ́НИЯ ИНСТИТУ́Т Центральный им. П. И. Баранова (ЦИАМ), создан в 1930 в Москве на базе винтомоторного отдела ЦАГИ, авиационного отдела НАМИ и КБ авиационного завода им. М. В. Фрунзе. Современное название с 1933. Первый директор — И. Э. Марьямов (1930–32). В 1994 ЦИАМ получил статус Государственного научного центра РФ. В составе института – Научно-испытательный центр (НИЦ ЦИАМ) для высотно-скоростных и других испытаний полноразмерных воздушно-реактивных двигателей. В 2015 включён в состав Национального исследовательского центра (НИЦ).
ЦИАМ – головной институт отечественного авиадвигателестроения, в нём разрабатываются фундаментальные проблемы газовой динамики, теплофизики, надёжности и прочности применительно к авиационным воздушно-реактивным двигателям.
До Великой Отечественной войны в институте проектировались поршневые авиационные двигатели. В институте был создан двигатель М-34 (1931, конструктор А. А. Микулин), самый мощный в СССР того периода, позволивший экипажам М. М. Громова и В. П. Чкалова совершить серию беспосадочных перелётов, в т. ч. в США через Северный полюс.
От проектирования отдельных двигателей институт перешёл к исследовательской работе по общим вопросам двигателестроения (рабочий процесс, прочность, система управления, топливоподача, нагнетатели, винты переменного шага и др.). Особое место занимает работа ЦИАМ по повышению мощности и высотности двигателей в ходе Великой Отечественной войны, в результате которой советское авиамоторостроение добилось качественного превосходства над немецким. В 1942–47 ЦИАМ принимал непосредственное участие в работах по оказанию технической помощи военной авиации. В институте проводились исследования систем топливопитания и смазки двигателей, по повышению высотности двигателей с применением эжекторной подкачки и бустерных бензопомп для истребителей А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина, усовершенствовались нагнетатели. В 1943 в ЦИАМ был разработан турбовинтовой двигатель.
В послевоенный период создан самый мощный в мире реактивный двигатель АМ-3 для Ту-16 и Ту-104. В 1953–70 реактивная авиация переживает период бурного развития, основой которого стало создание турбореактивного двигателя (ТРД) 2-го и 3-го поколений. В эти годы при участии ЦИАМ были созданы НК-12, который до сих пор остаётся самым мощным ТВД (турбовинтовой двигатель) в мире, и ТРДФ Р11Ф-300 (турборективный двигатель с форсажной камерой) для МиГ-21, имевший в 2,5 раза меньшее количество ступеней, чем его американский аналог J79 для F4. В 1953 в Научно-испытательном центре ЦИАМ в Тураево создана крупнейшая экспериментальная база авиадвигателестроения в Европе, на стендах которой было испытано более 900 двигателей.
В 1970–1990-е гг. созданы реактивные двигатели 4-го поколения, лучшие двигатели манёвренной авиации 20 в. 28 ноября 1991 после многолетних исследований состоялось первое в мире лётное испытание гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД С-57) в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод».
Ныне институт занимается обеспечением технологической готовности двигателей 5-го поколения. В ЦИАМ продолжаются исследования в области авиационных масел и гидрожидкостей, сохраняющих работоспособность при температурах до 240–250 °С, а также «сухого двигателя», вообще не использующего систему смазки. Исследуются различные варианты высокоэнергетического углеводородного горючего на замену используемого, а также различных вариантов топливных элементов – как на водороде, так и на углеводородных видах топлива.
ЦИАМ участвовал в создании двигателя 5-го поколения для самолёта МС-21 (1-й полёт 28.5.2017).
В ЦИАМ работали В. С. Авдуевский, С. С. Баландин, А. А. Бессонов, В. А. Добрынин, В. М. Поликовский, В. Я. Климов, С. А. Косберг, А. М. Люлька, А. А. Микулин, Г. И. Петров, Г. П. Свищёв, Л. И. Седов, Б. С. Стечкин, С. К. Туманский, Е. В. Урмин, В. В. Уваров, О. Н. Фаворский, В. Н. Челомей, Г. Г. Чёрный, А. Д. Швецов, В. М. Яковлев.
Институт награждён орденом Ленина (1945), орденом Октябрьской Революции (1982).