Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АДАПТИ́ВНОЕ КРЫЛО́

Авторы: М. Ю. Куприков
Рис. Адаптивное крыло и поляра самолёта с таким крылом: 1 – конфигурация профиля обеспечивает оптимальные характеристики при полёте на больших числах M; 2 – конфигурация при крейсерском по...

АДАПТИ́ВНОЕ КРЫЛО́, крыло самолёта, профиль которого принимает форму, близкую к оптимальной на каждом заданном режиме полёта (в том числе при маневрировании). Элементы адаптивного крыла (носовые и хвостовые части) автоматически отклоняются в зависимости от Маха числа (М) полёта и угла атаки, сохраняя плавность обводов внешней поверхности. Самолёт, оборудованный адаптивным крылом, на всех режимах полёта реализует адаптивную поляру [(немецкое Polare, от латинского polus, греческого p(ó)los – ось, полюс) в аэродинамике  кривая, выражающая зависимость Cya = f(Сxa) аэродинамического коэффициента подъёмной силы Cya от коэффициента сопротивления аэродинамического Сxa летательного аппарата в целом или его отдельных частей (например, крыла) в скоростной системе координат]. Поляра образована кривой, проходящей через точки максимального аэродинамического качества на полярах аэродинамических профилей, сконфигурированных адаптивным профилем крыла (рис). Целью является обеспечение наименьшего коэффициента лобового сопротивления при каждом значении подъёмной силы. В результате поляра 4 самолёта с адаптивным крылом представляют собой огибающую поляру, соответствующую различным конфигурациям крыла, и позволяют получить в сочетании с изменяемой стреловидностью крыла оптимальную в широком диапазоне режимов полёта несущую систему.

Адаптивное крыло предназначается в основном для высокоманёвренных и многоцелевых самолётов. Отклонение элементов адаптивного крыла, осуществляемое так, чтобы центр давления действующих на самолёт аэродинамических сил не менял своего положения, даёт возможность осуществить непосредственное управление аэродинамической подъёмной силой. Впервые такое крыло было установлено в 1980-е гг. на экспериментальном самолете F-111 (США), но ещё на самолёте братьев Райт была система закручивания концов крыла. На самолете F-111 предусмотрены четыре режима управления изменением кривизны крыла: крейсерский, обеспечивающий автоматическую оптимизацию профиля для получения максимальной скорости при данных условиях крейсерского полета; режим улучшения характеристик манёвра, обеспечивающий максимальное аэродинамическое качество самолёта для данных условий маневрирования (скорость полёта, высота, нормальная перегрузка); режим уменьшения манёвренных нагрузок, обеспечивающий снижение изгибающего момента крыла при выполнении манёвра; режим увеличения быстродействия управления или противодействия порывам ветра; режим, улучшающий реакцию самолёта на отклонение стабилизатора при продольном управлении и уменьшающий перегрузки при полёте на малых высотах.

Частный случай адаптивного крыла – крыло с отклоняемыми носовой и хвостовой частями; такие адаптивные крылья установлены на самолётах Су-27 (Россия) и F-16 (США).

Лит.: Многоцелевой истребитель Дженерал Дайнемикс F-111 и стратегический бомбардировщик FВ-111 /Составитель Авралов В.И. ЦАГИ 1989;  Павленко А. А. Оптимизация параметров адаптивного крыла маневренного самолета нормальной схемы // Тр. ЦАГИ, 1989; Булат П. В. О сравнении истребителей четвертого и пятого поколения. Часть II. Сайт. http://www.paralay.com; Булат П. В. На пути к пятому и шестому поколению. Часть IV. Про адаптивное крыло, наплывы и многое другое. Сайт. www.paralay.com; Ильин В. Е. Боевые самолёты России XXI века. М.,  2001.

  • АДАПТИ́ВНОЕ КРЫЛО́ крыло самолёта, способное в полёте при каждом заданном режиме принимать близкую к оптимальной форму профиля без нарушения плавности обводов внешней поверхности (2005)
Вернуться к началу