АМЕ́Т-ХАН СУЛТАН
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АМЕ́Т-ХАН Султан (25.10.1920, Алупка – 1.2.1971, похоронен в Москве), советский военный лётчик-ас, подполковник (1946), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1961), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1939. Окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу им. А. Ф. Мясникова (1940). Участник Великой Отечественной войны. Прошёл путь от лётчика-истребителя до командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка. 31.5.1942 совершил под Ярославлем воздушный таран немецкого бомбардировщика «Юнкерс-88». Участвовал в Сталинградской битве, в ходе которой зарекомендовал себя как признанный ас. Последний воздушный бой провёл 29.4.1945 над Берлином, сбив «Фокке-Вульф 190». Совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
После войны лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ныне им. М. М. Громова); испытал св. 100 типов самолётов, налёт составил 4237 ч. В 1949 совместно с И. И. Шелестом на самолёте Ту-2 совершил первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе. В 1951–53 совместно с С. Н. Анохиным и другими провёл полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). Выполнил большое число полётов для отработки систем катапультирования из различных самолётов. Погиб 1.2.1971 при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Государственная премия СССР (1953). Награждён орденами Ленина (1942; 1943 дважды), Красного Знамени (1942, 1943, 1945, 1953), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1945), Красной Звезды (1941), «Знак Почёта» (1961). Именем А.-Х. названы площади и улицы в городах РФ; аэропорт в Симферополе и Махачкале; астероид 6278 Ametkhan; горный пик в Дагестане. Бронзовые бюсты лётчика установлены в Алупке, Махачкале и в ауле Цовкра (Дагестан).