АНО́ХИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНО́ХИН Сергей Николаевич [19.3(1.4).1910, Москва – 15.4.1986, там же], советский лётчик-испытатель, полковник (1949), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), заслуженный мастер спорта СССР (1950), Герой Советского Союза (1953). В 1930 окончил Московскую планёрную школу, в 1931 – Высшую лётно-планёрную школу (Коктебель), в 1932 – Центральную лётную школу Осоавиахима, в 1935 – Высшую парашютную школу. В 1931–35 инструктор Высшей лётно-планёрной школы (Коктебель). 2.10.1934 выполнил эксперимент по испытанию планёра «Рот-Фронт-1» с преднамеренным разрушением в воздухе. 18.10.1934 на планере Г-2 установил всесоюзный рекорд продолжительности полёта – 32 ч 11 мин. В 1935–40 занимался подготовкой лётчиков и парашютистов в Турции. В 1940–41 работал в Центральном аэроклубе командиром планёрного звена, отряда, авиаэскадрильи.
Участник Великой Отечественной войны. В 1941–43 командир лётно-испытательного отряда Опытно-испытательного полигона ВДВ (Медвежьи озёра). Провёл испытания планёра А-7 на штопор (1942), испытания планёра А-40 (1942). Параллельно с испытательной работой участвовал в боевых действиях в должности командира лётного отряда 19-й гвардейской воздушно-десантной бригады на Калининском фронте. В течение 1942–43 гг. совершил несколько боевых вылетов в тыл врага к партизанам на планёрах, доставляя им боеприпасы, медикаменты и продукты. В ночь на 17.3.1943 А. и лётчик А. В. Жилютов, несмотря на ограниченные размеры партизанского аэродрома и загрузку планера (в нём находились раненые партизаны, которых было необходимо срочно доставить в госпиталь), выполнили единственный за время Великой Отечественной войны взлёт планёра (Г-11 на коротком тросе за самолётом СБ) с партизанского аэродрома.
В 1943–62 на лётно-испытательной работе в Лётно-исследовательском институте (ныне им. М. М. Громова). Принимал участие в испытаниях большого количества опытных самолётов различных ОКБ. Выполнил первый полёт и провёл испытания «302П» в планёрном варианте (1943), Як-7Б с прямоточным воздушно-реактивным двигателем ДМ-4С (1944), Як-3ПД (1945). Провёл исследования по влиянию перегрузок на организм и работоспособность лётчика в полёте. 17.5.1945 во время проведения контрольных испытаний Як-3 на прочность получил тяжёлые ранения, в результате которых потерял левый глаз. В декабре 1945 вернулся на лётно-испытательную работу. Выполнил первый полёт и провёл испытания Як-25 (1947), Як-30 (1948), Як-23УТИ (1949), Як-50 (1949), планёров А-13 (1958), А-15 (1960), «Амур» (1961). Провёл испытания Як-19 (1947), ЛЛ-1 и ЛЛ-2 (1947–48), МиГ-15 (1948), Су-15 («П») (1949), Як-20 (1950), МиГ-15 на штопор (1951). Совместно с С. Амет-Ханом и другими лётчиками провёл испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда (крылатой ракеты) КС («Комета-3») типа «воздух – корабль» в пилотируемом режиме (1951–53); в 1957 совместно с Г. М. Шияновым провёл испытания СМ-30 (системы запуска самолёта МиГ-19 с наземной катапульты), Ту-104 на устойчивость и управляемость (1958), МиГ-15УТИ на возможность вывода самолёта из перевёрнутого штопора вслепую (1959), Ту-16 на срыв и сваливание (1959). В 1962–64 заместитель начальника комплекса по методическим вопросам. За время лётной деятельности освоил ок. 200 типов самолётов и планёров, провёл испытания 30 типов самолётов, выполнил 308 парашютных прыжков, из них 6 – вынужденных. С 1964 работал в ОКБ-1 (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва) инструктором-методистом по подготовке космонавтов.
Государственная премия СССР (1953). Награждён орденами Ленина (1949, 1953, 1980), Красного Знамени (1943, 1948), Отечественной войны 1-й степени (1945, 1947, 1985), Красной Звезды (1961). Именем А. назван астероид № 4109 (1969).