ПОДВИЖНО́Й СОСТА́В
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОДВИЖНО́Й СОСТА́В железнодорожный, совокупность всех средств передвижения (подвижных единиц), эксплуатируемых на ж.-д. транспорте. Различают самоходный П. с., к которому относятся локомотивы и автономные (т. н. моторные) вагоны, имеющие для передвижения собств. источник энергоснабжения. В группу несамоходного П. с. входят пассажирские и грузовые вагоны разл. назначения, передвигающиеся за счёт локомотивной тяги. На железной дороге из моторных и прицепных вагонов также формируются моторвагонные поезда, к которым относятся электропоезда (электрички), дизель-поезда и автомотрисы, в отличие от локомотива имеющие помещения для пассажиров. Осн. виды локомотивов – паровозы, тепловозы, электровозы, каждый из которых объединён в отд. парк, обслуживаются в специализир. депо. В разные годы проектировались и выпускались опытные образцы оригинальных, предназначавшихся для спец. целей комбиниров. локомотивов с применением новых типов двигателей (теплопаровоз, турбовоз, атомный локомотив, газогенераторный тепловоз, аккумуляторный электровоз и др.), не получившие практич. применения, за исключением аккумуляторного электровоза, работающего на открытых горных разработках.
Для удобства эксплуатации П. с. каждая его единица имеет свой отличит. знак (завод-изготовитель, дата постройки, номер, дата и место проведения установленных ремонтов, депо приписки и т. п.); на пассажирские вагоны наносится число мест, на грузовые – грузоподъёмность. Каждому вновь построенному локомотиву и моторвагонному П. с. присваивается буквенно-цифровое обозначение – серия.
См. также Моторвагонный подвижной состав.