КОККИНА́КИ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОККИНА́КИ, рос. лётчики-испытатели, братья. Владимир Константинович [12(25).6.1904, Новороссийск – 7.1.1985, Москва], генерал-майор авиации (1943), дважды Герой Сов. Союза (1938, 1957), засл. лётчик-испытатель СССР (1959), засл. мастер спорта СССР (1959). В РККА с 1925. Окончил Ленингр. воен.-теоретич. школу ВВС (1928), Борисоглебскую лётную школу (1930); служил в строевых частях ВВС. В 1932–1935 лётчик-испытатель в научно-испытат. ин-те ВВС. Провёл испытания истребителей И-15, И-16 (конструктор Н. Н. Поликарпов), ДИ-4 (франц. авиаконструкторы П. Э. Ришар и А. Лавиль), а также «Звена» (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях). В 1935–65 лётчик-испытатель в ОКБ В. С. Ильюшина; провёл испытания штурмовиков Ил-2, Ил-10, бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54, пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их модификаций.
На самолёте ЦКБ-30 «Москва» совершил беспосадочные перелёты: 27–28 июня 1938, Москва – Дальний Восток (г. Спасск-Дальний) со штурманом А. М. Бряндинским (расстояние 7580 км, время 24 ч 36 мин); 28–29 апр. 1939, Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм (Норвегия) – о. Исландия – мыс Фарвель (юж. оконечность Гренландии) – США (о. Мискоу) со штурманом М. Х. Гордиенко (расстояние 8000 км, время 22 ч 56 мин). С 1959 этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов Москва – Нью-Йорк и обратно. В 1965 решением Междунар. авиатранспортной ассоциации (IKKA) награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиац. пути между Европой и Америкой.
В годы Вел. Отеч. войны К. совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Гл. инспекции Наркомата авиац. пром-сти и начальника лётно-испытат. службы авиац. пром-сти. К. установил 20 мировых авиац. рекордов: 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 (1936–37); 13 – на самолёте Ил-18 (1958–60).
С 1961 вице-президент, в 1967–68 президент, с дек. 1968 поч. президент ФАИ. Ленинская пр. (1960). Награждён 6 орденами Ленина.
Константин Константинович [27.2(12.3).1910, Новороссийск – 4.3.1990, Москва], полковник, Герой Сов. Союза (1964), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1963). В РККА с 1930. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу (1932); служил в строевых частях ВВС. Работал лётчиком-испытателем воен. приёмки на заводе № 1 им. Авиахима и в ОКБ А. И. Микояна (1936–39, 1940–41); испытывал самолёты Р-5, Р-7, И-15бис, И-153 (конструктор Н. Н. Поликарпов), ДИ-6 (конструкторы С. А. Кочергина и В. П. Яценко), МиГ-3 (конструкторы А. И. Микоян и М. И. Гуревич). В 1939–40 воевал в Китае; совершил 166 боевых вылетов, сбил 7 япон. самолётов. Участник Вел. Отеч. войны: в июне – авг. 1941 зам. командира, затем командир 401-го истребит. авиац. полка особого назначения (Зап. фронт), сформированного из лётчиков-испытателей. Совершил 98 боевых вылетов, лично сбил 4 и в группе – 3 самолёта противника. В 1942–50 лётчик-испытатель авиазавода № 30; испытывал самолёты МиГ, Ил. С 1951 в ОКБ А. И. Микояна, где проводил испытания истребителей (МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21) и их модификаций. В 1960 на самолёте Е-66 (МиГ-21) установил мировой рекорд скорости полёта – 2148,66 км/ч по замкнутому маршруту 100 км. Награждён 3 орденами Ленина.