ИЛЬЮ́ШИН
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЛЬЮ́ШИН Сергей Владимирович [18(30).3.1894, дер. Дилялево Вологодской губ. – 9.2.1977, Москва], рос. авиаконструктор, акад. АН СССР (1968), ген.-полк. инженерно-технич. службы (1967), трижды Герой Соц. Труда (1941, 1957, 1974). Отец В. С. Ильюшина. В Красной Армии с 1919 – авиамеханик, военком 6-го авиац. поезда-мастерских 6-й армии, с 1921 нач. Кавк. авиац. поезда-мастерских 9-й Кубанской и Отд. Кавк. армий. Окончил Воен.-возд. академию РККА (1926, ныне Воен.-возд. инж. академия им. проф. Н. Е. Жуковского). За время обучения в академии построил три планёра. Последний из них – «АВФ-21 Москва» – на состязаниях в Германии (1925) получил первый приз за продолжительность полёта. После окончания академии руководитель секции науч.-технич. к-та ВВС. С 1931 нач. Центр. КБ (ЦКБ) ЦАГИ. В 1933 возглавил ЦКБ при Моск. заводе № 39 им. В. Р. Менжинского (впоследствии КБ Ильюшина), деятельность которого была связана с развитием штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Одновременно И. возглавил отдел опытного самолётостроения в Гл. управлении авиац. пром-сти (с 1936 Гл. управление опытного самолётостроения в Нар. комиссариате оборонной пром-сти). В 1938 он настоял на освобождении от этой адм. должности, чтобы целиком сосредоточиться на конструкторской работе. На первых боевых самолётах ЦКБ 26 (1935) были установлены мировые рекорды высоты с разл. грузами, а на ЦКБ 30 (1936) в 1938–39 совершены беспосадочные перелёты Москва – район Владивостока и Москва – о. Миску (Сев. Америка). С 1935 И. – гл. конструктор, в 1956–70 – генеральный конструктор.
Под рук. И. созданы строившиеся серийно штурмовики Ил-2 (1940), Ил-10 (1944), бомбардировщики Ил-4 (1941, осн. дальний бомбардировщик Вел. Отеч. войны), Ил-28 (1949), пассажирские самолёты Ил-12 (1946), Ил-14 (1953), ср. магистральный Ил-18 (1957) и его модификации, трансконтинентальный Ил-62, а также ряд опытных и эксперим. самолётов: Ил-22 (1947, первый в ОКБ реактивный бомбардировщик со схемой крепления двигателей на пилонах под крылом, которая впоследствии была повторена на Ил-54, Ил-76, Ил-86, Ил-96 и на мн. зарубежных самолётах), первый в истории авиации реактивный штурмовик Ил-40 (1952) и др.
И. большое внимание уделял экономич. вопросам строительства самолётов. Напр., реактивный фронтовой бомбардировщик Ил-28 по трудоёмкости постройки приближался к истребителям. При его создании удалось хорошо увязать лётно-технич. характеристики с пилотажными, средства поражения и средства защиты с общим весовым балансом самолёта. Рациональные, прогрессивные методы проектирования И. использовал при создании воен. и пассажирских самолётов: Ил-18 – первый сов. пассажирский самолёт, который нашёл широкий спрос на мировом авиац. рынке; в Ил-62 И. применил принципиально новую схему шасси, которая используется в ряде ведущих пром. стран мира.
Ленинская пр. (1960), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952, 1971). Награждён орденами Ленина (1936, 1941, два в 1945, 1954, 1957, 1964, 1971, 1974); орденом Суворова 1-й степени (1945). Имя И. носит Моск. машиностроит. завод (с 1996 ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина»). Бронзовые бюсты И. установлены в Москве и Вологде.
Лит.: Асташенков П. Т. Конструктор легендарных Илов. М., 1970; Ученый и конструктор С. В. Ильюшин. М., 1978; Пономарев А. Н. Конструктор С. В. Ильюшин. М., 1988.