МИКОЯ́Н АРТЁМ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИКОЯ́Н Артём (Анушаван) Иванович (Ованесович) [23.7(5.8).1905, с. Санаин Борчалинского у. Тифлисской губ., ныне в черте г. Алаверди, Армения – 9.12.1970, Москва], рос. авиаконструктор, акад. АН СССР (1968), ген.-полк. инж.-технич. службы (1967), дважды Герой Соц. Труда (1956, 1957). Брат Анастаса И. Микояна. В 1937 окончил Воен.-возд. академию РККА им. проф. Н. Е. Жуковского (ныне Воен.-возд. инж. академия им. проф. Н. Е. Жуковского). Работал на моск. авиац. заводе № 1 им. Авиахима: военпредом (1937–38), нач. бюро по серийным истребителям в КБ Н. Н. Поликарпова (1938–39); с 1939 нач. опытного конструкторского отдела (ОКО), созданного для разработки скоростного истребителя И-200 (МиГ-1). С 1940 М. – гл. конструктор завода № 1; под его руководством (совм. с М. И. Гуревичем) создан истребитель МиГ-3 (модификация МиГ-1), который в 1940–41 выпускался большой серией и использовался в боевых действиях с первых дней Вел. Отеч. войны; особенно результативно – в битве под Москвой. С марта 1942 М. – директор и гл. конструктор созданного на базе ОКО опытного завода № 155 (ОКБ-155; с 1971 его имени, с 1999 входит в ОАО «Российская самолётостроит. корпорация "МиГ"»), с 1956 генеральный конструктор. В 1941–45 под рук. М. и Гуревича создан ряд истребителей с высокими лётно-технич. характеристиками: МиГ-11 (И-220, первый полёт в 1943, макс. скорость 624 км/ч), И-225 (1944, 707 км/ч); МиГ-13 [И-250, 1945, 825 км/ч; впервые с комбинированной (реактивной и поршневой) силовой установкой; выпускался малой серией] и др.
М. – один из пионеров реактивной авиации в СССР. После войны разрабатывал фронтовые реактивные самолёты-истребители и истребители-перехватчики, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС СССР и др. стран. Среди них: первый отеч. истребитель с турбореактивными двигателями МиГ-9 (И-300, 1946); МиГ-15 (И-310, 1947, макс. скорость 1050 км/ч) – первый (вместе с Ла-15) серийный истребитель со стреловидным крылом; развивавший скорость $≈1$ $M$ ($M$ – Маха число) МиГ-17 (И-330, 1949, 1115 км/ч); первый серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954, 1450 км/ч, с первым отеч. форсажным турбореактивным двигателем с осевым компрессором); МиГ-21Ф с треугольным крылом и скоростью полёта > 2 $M$ (1957, 2175 км/ч); выпускался ок. 20 лет в разл. модификациях и стал самым массовым истребителем мира; находился на вооружении ВВС мн. стран.
В 1950-е гг. в ОКБ разрабатывалась крылатая ракета класса «воздух – корабль», в кон. 1960-х гг. – двухступенчатая крылатая многоразовая авиац.-космич. система «Спираль». Последние самолёты, созданные под рук. М.: первый в мире истребитель с изменяемой в полёте стреловидностью крыла МиГ-23 (1967, 2500 км/ч); первый в мире высотный скоростной истребитель-перехватчик МиГ-25 (1964, скорость полёта $≈3$ $M$ – более 3000 км/ч; в 1970 принят на вооружение авиации ПВО; установлено 29 мировых рекордов, из них 3 абсолютных; при рекордных полётах обозначался как Е-133, Е-266, Е-266М).
На самолётах, разработанных под рук. М., установлено 55 мировых рекордов. М. создал школу в самолётостроении, воспитал мн. высококвалифицир. конструкторов. Ленинская пр. (1962), Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953). Награждён орденами Ленина (1940, 1953, 1954, 1955, 1956, 1965).