КВА́НТОВЫЙ КОМПЬЮ́ТЕР
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КВА́НТОВЫЙ КОМПЬЮ́ТЕР, компьютер, в котором вычислительные операции выполняются в соответствии с законами квантовой механики. Идея К. к. как устройства, позволяющего преодолеть трудности численного моделирования квантовых систем, была выдвинута Р. Фейнманом в нач. 1980-х гг., однако широкую известность она приобрела после того, как в 1994 амер. учёный П. Шор предложил описание квантового алгоритма, позволяющего осуществлять факторизацию (разложение на множители) больших натуральных чисел ($n$), используя меньшее (по числу знаков факторизуемого числа) количество элементарных операций, чем любой из известных классич. алгоритмов (квантовый алгоритм факторизации требует полиномиального числа – $n^3$ операций). Алгоритм Шора впервые продемонстрировал следующий феномен – класс сложности задачи изменяется в зависимости от того, на каких физич. принципах строится вычислит. процесс. Поскольку предположение о практич. невозможности факторизации большого натурального числа лежит в основе некоторых совр. методов защиты информации (т. н. систем с открытым ключом), алгоритм, предложенный Шором, привёл к новым исследованиям в области разработки квантовых компьютеров.
Базовым элементом К. к. (носителем информации) является квантовый бит – кубит (q-бит). В качестве кубита может быть выбрана любая квантовая система с двумя состояниями, характеризуемыми ортонормированными волновыми функциями $|\phi_0\rangle$ и $|\phi_1\rangle$, напр. ядерный (или электронный) спин, который в постоянном внешнем магнитном поле имеет два уровня энергии, соответствующих направлениям спина вдоль и против поля. Эволюция состояний квантовых систем происходит согласно уравнению Шрёдингера. Квантовая система может быть макроскопической (сверхпроводники, сверхтекучие жидкости, бозе-газ), отд. атомной частицей или колебательной модой. Все эти системы могут быть использованы в качестве кубита. Кубит функционирует одновременно в абстрактном математическом векторном гильбертовом пространстве и в обычном трёхмерном евклидовом пространстве (см. Квантовая теория информации).
К. к. представляет собой регистр из $n$ кубитов, управляемых внешними (классич.) полями. Регистр встроен в классич. окружение, состоящее из управляющего классич. компьютера, генераторов импульсных полей (управляющих эволюцией кубитов) и средств измерения состояний кубитов (рис.).
Вектор состояния $|\phi \rangle$ квантового регистра из $n$ кубитов можно разложить по $2^n$ базисным состояниям регистра (суперпозиция $|\phi \rangle$ будет содержать $2^n$ слагаемых). Это означает, что ограниченный физич. ресурс, состоящий, напр., из $n=10^3$ кубитов, создаёт огромный $2^{1000} \approx 10^{300}$ математич. информац. ресурс в форме слагаемых суперпозиционного состояния и становится недоступным для самых быстрых классич. компьютеров (совр. суперкомпьютер выполняет 1015 операций в cекунду, т. е. 1023 операций в год). Именно из этого обстоятельства вытекает преимущество К. к. над классическим. Следствием принципа суперпозиции является $2^n$-кратный параллелизм вычислений, т. е. изменение состояния только одного кубита перестраивает всю суперпозицию (амплитуды $2^n$ базисных состояний). Вычислит. процесс носит характер интерференции, т. к. амплитуды базисных состояний являются комплексными числами. К. к. можно рассматривать как сложное интерференционное устройство, в котором интерференция состояний создаёт вычислит. мощь компьютера.
Процесс вычислений на К. к. в гильбертовом пространстве описывается как преобразование вектора начального состояния $|\phi_{in}\rangle$ квантового регистра в конечный вектор $|\phi_f\rangle$ путём умножения вектора $|\phi_{in}\rangle$ на унитарную матрицу $U$ размерностью $2^n \times 2^n$ (в которой заключены формулировка задачи и алгоритм её решения): $|\phi_f\rangle=U(2^n \times 2^n)|\phi_{in}\rangle$. Для решения задачи на К. к. требуется изготовить необходимое число кубитов, привести их в начальное состояние $|0\rangle$, т. е. инициализировать их (напр., охлаждением регистра до сверхнизких темп-р), осуществить управление их квантовой эволюцией, т. е. выполнить преобразование $U|\phi_{in}\rangle$. Классич. информация о решении задачи содержится в конечном векторе состояния $|\phi_f\rangle$; она получается измерением состояния кубитов в базисе $|0\rangle$, $|1\rangle$. Физич. реализация измерения состояния отд. кубита сопряжена с решением весьма сложных технологич. проблем, поскольку необходимо производить измерения состояний отд. атомной частицы: состояния спина электрона или ядра атома, состояния орбитального движения электрона в атоме или квантовой точке. По существу, для каждой реализации кубита требуется разработка соответствующего физич. метода измерения его состояния. Желательно, чтобы длительность измерения была сопоставимой с длительностью квантовых операций. Проблема измерения состояния отд. кубитов – одна из самых трудных на пути реализации К. к. Исход квантового измерения является вероятностным (т. е. К. к. – цифровой вероятностный компьютер), поэтому для получения достоверного результата необходимо многократное повторение алгоритма. По способу управления К. к. является аналоговым компьютером. По современным оценкам, параметры управляющих компьютером сигналов должны контролироваться с точностью 10–4–10–5.
Эксперим. исследования по созданию кубитов и К. к. ведутся по нескольким направлениям. Метод ЯМР в жидкостях при комнатной темп-ре позволил продемонстрировать выполнение осн. квантовых алгоритмов и методов коррекции ошибок в К. к., состоящих из семи (и менее) кубитов. Однако после установления факта, что число кубитов в данном К. к. ограниченно (не более 10–20), интерес к развитию этого направления несколько ослаб.
Большое число экспериментов по реализации квантовых вычислит. операций выполнено на ионах в одномерном ионном кристалле в т. н. ловушке Пауля (удержание иона в которой обеспечивается только электрич. силами). Однако и здесь обнаружены серьёзные препятствия по увеличению числа кубитов (ионов в одномерном кристалле) из-за неустойчивости одномерного ионного кристалла. Эту проблему можно преодолеть, напр., используя ансамбль мн. ловушек. В этом случае необходимы методы быстрой транспортировки ионов из одной ловушки в другую, напр., с помощью управляемых напряжений на электродах ловушки.
Сходная с ионными кристаллами архитектура К. к. может быть осуществлена в полупроводниковом кристалле 28Si (ядерный спин I = 0), в котором введённые атомы 31P (кубиты) расположены в линейной цепочке (модель Кейна). Кубитом служит ядерный (I = 1/2) или электронный (S = 1/2) спин атома 31P. Число кубитов в такой архитектуре не ограничено. Одной из осн. проблем данной реализации К. к. является измерение состояния одиночного спинового кубита. Проблема измерения кубита облегчается, если прибегнуть к ансамблевому варианту кубита (т. е. кубиту, состоящему из ансамбля атомов 31 P).
Ведётся активная эксперим. работа по созданию кубитов на электронах в полупроводниковых квантовых точках, а также на сверхпроводниковых мезоструктурах (т. е. структурах субмикронных размеров). В этих реализациях чипы с кубитами становятся схожи с чипами классич. компьютеров на транзисторах.
Применение К. к. дополнит совр. вычислит. технику, поскольку их использование оправданно лишь в тех случаях, когда они дают экспоненциальное ускорение решения задачи, заменяя неэффективные классич. алгоритмы эффективными квантовыми.