КАНА́Л
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНА́Л (от лат. canalis – труба, жёлоб) в гидротехнике, водопроводящее сооружение, представляющее собой открытое искусств. русло, чаще всего правильной поперечной формы. По назначению различают К.: водопроводные, деривационные (энергетические), ирригационные, обводнительные, осушительные, лесосплавные, рыбоводные, судоходные и комплексного назначения (напр., для судоходства и водоснабжения). Водопроводные К. (для подачи воды) по способу подачи делятся на самотёчные (вода движется по руслу под действием силы тяжести) и с механич. подъёмом воды – машинные (насосные), устраиваемые в тех случаях, когда уровень воды в месте её забора из водоисточника ниже, чем уровни воды в потребительской сети. Деривационные К. разделяются на подводящие (к гидроэлектрической станции) и отводящие; сооружаются на деривационных ГЭС. Расход воды (пропускная способность) деривац. К. бывает различным, превышая в отд. случаях 1000 м3/с (напр., пропускная способность К. при ГЭС «Montе́limar» во Франции 1860 м3/с). Ирригационные (оросительные) К., предназначенные для подачи воды к орошаемым земельным массивам, обычно образуют систему К. – магистральных, распределительных, собственно оросительных (оросителей) и водосбросных. Вода в К. поступает самотёком или подаётся насосами. В крупных ирригац. системах длина магистральных К. нередко достигает нескольких сотен километров. Обводнительные К. подают воду для нужд с. х-ва (гл. обр. животноводства) в безводные и засушливые районы (обводнительные К. в низовьях Волги и др.). Поскольку при обводнении на засушливых землях обычно образуются мелкие (оазисного характера) орошаемые участки, обводнит. К. часто являются одновременно и ирригационными (напр., Невинномысский канал). Осушительные К. собирают воду, поступающую из осушит. или дренажной сети (на заболоченной или излишне увлажнённой территории), и отводят её в водоприёмник (реку, озеро, море) самотёком или с помощью насосных станций. Осушит. К. трассируются, как правило, по наиболее низким отметкам осушаемой территории (по тальвегам). Лесосплавные К. устраиваются для сплава леса от мест его заготовки до лесосплавной реки или лесопильного завода, а также в районах гидроузлов для направления лесосплава в обход гидротехнич. сооружений. Рыбоводные К. служат для подачи воды на искусств. нерестилища, для соединения с рекой отд. изолиров. водоёмов (озёр), в которых водится рыба, для опреснения лиманов (напр., в низовьях р. Кубань). Судоходные К. бывают: соединительные между судоходными реками, озёрами и морями (напр., Волго-Донской канал); обходные (обводные) К., устраиваемые в целях улучшения условий судоходства, в обход порожистых участков рек, бурных участков больших озёр и морей (напр., канал Пангалан на Мадагаскаре протяжённостью 654 км); спрямляющие К. – для уменьшения извилистости судового хода и сокращения длины водного пути (напр., Хорошёвский канал на р. Москва); подходные К. – для обеспечения подхода из моря, озера или реки к крупным городам, внутр. портам, пром. предприятиям (напр., Астраханский морской канал). При расположении соединяемых водных путей на разных уровнях по трассе К. сооружают шлюзы. Если трасса К. преодолевает высокий водораздел, то, кроме шлюзов, устраивают насосные станции для питания К. водой на высоких участках.
Осн. конструктивными характеристиками К. являются форма и площадь заполненного водой (живого) поперечного сечения, скорость течения воды в К., продольный уклон дна, поперечный профиль.
Форма живого поперечного сечения К. бывает (рис. 1) трапецеидальной, прямоугольной, полигональной, параболической, полукруглой и др.; её выбор зависит от назначения и глубины заложения К., свойств грунтов, условий производства работ. Наиболее распространённая форма сечения – трапецеидальная; прямоугольная форма целесообразна при проведении К. в скальных грунтах; полигональная – при большой глубине заложения К.; параболическая – при неустойчивых грунтах и больших расходах воды. Площадь сечения К. определяется гидравлич. расчётом по заданному расходу воды и допустимым для условий данного К. скоростям течения, а для судоходных и лесосплавных К., кроме того, – габаритами пропускаемых судов и плотов.
Скорости течения воды, допустимые в К., не имеющем облицовки дна и откосов, имеют предельные значения: максимальное, исключающее размыв русла (т. н. неразмывающая скорость), и минимальное, не допускающее заиления русла и его зарастания водной растительностью (т. н. незаиляющая скорость). Неразмывающая скорость воды в К. зависит от слагающих его русло грунтов. Предельно допустимая незаиляющая скорость движения воды в К. составляет 0,3–0,5 м/с. Назначение К. иногда предъявляет к его гидравлич. режиму спец. требования; напр., в судоходных К. по условиям экономичности тяги судов скорости течения принимаются не более 0,8 м/с.
В случаях превышения макс. допустимой скорости воды для предотвращения размыва русла по трассе К. устраивают перепады, крепление дна и др. При скоростях движения воды, близких к минимальным, проводят мероприятия по предупреждению зарастания русла: очистку К. спец. механич. устройствами; придание откосам К. гладкой или ступенчатой формы, предотвращающей возможность прикрепления к поверхности организмов обрастания; использование для крепления откосов материалов, на которых организмы обрастания жить не могут (напр., полиэтиленовых плёнок); заселение К. травоядными рыбами (напр., толстолобиком или белым амуром).
Продольный уклон К. должен обеспечивать скорость течения воды не менее незаиляющей скорости при миним. расчётном расходе и не более неразмывающей – при макс. расходе. Выбор продольного уклона определяется гидравлич. расчётом в предположении равномерного движения потока в К.; дополнительно учитываются неравномерные режимы, возникающие вследствие изменений по длине К. шероховатости ложа, площади и формы поперечного сечения, а также в случае возникновения волн наполнения и излива в энергетич. каналах при изменении нагрузки ГЭС.
Поперечные профили К. на ровной местности могут размещаться по отношению к поверхности земли полностью в выемке (рис. 2, а, б, в), в полувыемке-полунасыпи (рис. 2, г), полностью в насыпи (в дамбах; рис. 2, д, е).
Разбивка оси К. на местности (трассирование) проводится таким образом, чтобы, исходя из принятых и допустимых уклонов и скоростей течения, провести К. с заданной пропускной способностью при минимальной его стоимости. При прокладке трассы К. на склонах и косогорах конструктивные решения зависят от крутизны склона, устойчивости грунтов, наличия наносного слоя и др. (рис. 3).
Для сохранения необходимой пропускной способности К. в зимнее время уровни воды поддерживаются на 0,4–0,6 м выше уровней в летнее время. При отсутствии ледового покрова в К. может образовываться шуга, которая забивает решётки водозаборных отверстий гидроэлектрич. или насосных станций. Для предотвращения её появления в К. временно снижают расчётные скорости течения, что способствует образованию небольшого слоя поверхностного льда. Иногда применяют лёгкие дерев. запани поперёк К., снижающие поверхностные скорости течения и ускоряющие образование ледового покрова. При неизбежном появлении шуги предусматривают сооружения для её сброса, К. трассируют с миним. числом поворотов в плане, скорости течения воды поддерживают не менее 1–1,5 м/с.
В открытых К. различают следующие виды потерь воды: на испарение с поверхности и на фильтрацию через дно и стенки русла. Потери на испарение, зависящие от климатич. условий и площади открытой поверхности воды, относительно малы (испаряющийся слой воды составляет 0,3–0,8 м в год). Потери воды на фильтрацию в грунт могут достигать 50–60% полезного расхода воды, вследствие чего удорожается стоимость канала (самотёчные К. необходимо строить с бо́льшим сечением, для насосных К. увеличиваются эксплуатационные расходы). Уменьшение фильтрации воды в грунт К. достигается повышением водонепроницаемости грунта русла К. (наиболее эффективны кольматаж, уплотнение грунтов, а также их солонцевание, нефтевание, закрепление и др.) или покрытием его дна и откосов облицовкой.
Облицовки (одежды) К. по назначению подразделяют на защитные (предохраняют ложе К. от размыва, повреждений льдом и плавающими предметами), противофильтрационные (сокращают фильтрацию воды из К.) и уменьшающие шероховатость живого сечения (увеличивают пропускную способность К.). По виду материала различают облицовки грунтовые, битумные, каменные, гравийные, асфальтовые, бетонные и железобетонные. Выбор типа одежды К. определяется технико-экономич. соображениями и эксплуатац. условиями.
Для борьбы с воздействием грунтовых вод под облицовками устраивают дренаж, который состоит из пористого слоя подготовки, поперечных дрен и выпусков из гончарных или иных труб.
При проектировании и строительстве К. отдельные их участки по технико-экономич. соображениям могут заменяться др. водоводами – лотками, трубами, туннелями, акведуками, дюкерами. В местах перелома продольного профиля соседние участки К. необходимо сопрягать спец. сооружениями – переходами, перепадами, быстротоками; в местах разветвлений К. создают перегораживающие сооружения и вододелители. Для регулирования режима К. вдоль его трассы устраивают водосбросы, водоспуски, шугосбросы, а также ремонтные заграждения.
Историческая справка
К., наряду с плотинами, являются древнейшими гидротехнич. сооружениями. Первые оросит. и обводнит. К. появились в Сев. Месопотамии (самаррская культура) в 6–5-м тыс. до н. э. Строительство судоходных К. также началось ещё в древности (напр., К. от Нила к Красному м., существовавший в 6 в. до н. э.; Великий канал в Китае). Большое значение для строительства судоходных К. имело изобретение в 15 в. в Голландии камерного шлюза. В 16–17 вв. развитие торговли и мануфактурного произ-ва потребовало улучшения путей сообщения. В 17–18 вв. и 1-й пол. 19 в. водные пути были основными, самыми экономичными транспортными артериями. К числу наиболее значит. сооружений этого периода относятся судоходные К. во Франции (Сена – Луара, Лангедокский, Центральный и др.), в Германии (Финов, Одер – Шпре, Эльба – Хафель и др.), в Англии (Бриджуотер, Каледонский и др.). В связи с широким развитием мировой торговли, а также в стратегич. целях во 2-й пол. 19 в. и в 20 в. сооружаются морские К., создание которых явилось значит. достижением мировой гидротехники: Суэцкий канал; Кильский канал, или Норд-Остзе, в Германии, проложенный поперёк п-ова Ютландия и связавший Балтийское и Северное моря (длина 98,7 км, глубина 11,3 м, ширина 104 м, имеет две пары головных шлюзов; открыт в 1895); Панамский канал.
На территории России строительство К. велось в осн. в целях улучшения речного судоходства (напр., судоходный К. на Сухоне, 13 в.), для гидроэнергетич. целей (подвод воды к водяным мельницам), иногда для осушения земель. В нач. 17 в. были предприняты первые попытки прорыть канал между Волгой и Доном. Интенсивное строительство К. развернулось при Петре I. В 18 – 1-й пол. 19 вв. были сооружены Вышневолоцкая, Тихвинская, Северо-Двинская, Мариинская водные системы. За годы существования СССР на его территории построены К.: судоходные – Беломорско-Балтийский (227 км) и Волго-Донской (101 км); судоходно-водопроводный им. Москвы (128 км); водопроводные – Северский Донец – Донбасс (129 км) и Иртыш – Караганда (458 км); ирригационные – Большой Ферганский (350 км), Донской магистральный (112 км); комплексные – Каракумский (более 1000 км), Терско-Кумский (150 км), Северо-Крымский (402 км) и др. Эти каналы пропускают расходы воды от 20–75 (водопроводные) до 100–500 м3/с (ирригационные и комплексные); деривационный канал Нарвской ГЭС подаёт расход до 700 м3/с.