ВЕЛИ́КИЙ КАНА́Л
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕЛИ́КИЙ КАНА́Л, Императорский канал (кит. Юньхэ, Даюньхэ – транспортная река), судоходный канал в Китае, одно из крупнейших гидротехнич. сооружений мира. Связывает 2 крупных порта – Тяньцзинь на севере и Шанхай на юге страны. Длина 1782 км (с ответвлениями в Ханчжоу, Пекин и Наньтун – 2470 км). Пересекает реки Хуанхэ, Хуайхэ, Янцзы. Включает естеств. водные пути – реки Байхэ, Бэйюньхэ, Вэйхэ, Сышуй и др., озёра Вэйшаньху, Тайху и др. Ширина в наиболее узкой части в провинциях Шаньдун и Хэбэй 40 м, в самой широкой части в Шанхае – 3500 м. Глубина фарватера от 2 до 3 м. Канал оборудован 21 шлюзом. Макс. грузопропускная способность 10 млн. т в год.
Строительство и реконструкция В. к. продолжалось ок. 2000 лет. Участок, связывающий бассейн р. Хуайхэ (близ г. Хуайинь, пров. Цзянсу) с р. Янцзы (близ г. Янчжоу, пров. Цзянсу), был сооружён предположительно в 6 в. до н. э. Строительство юж. участка от Янчжоу до г. Ханчжоу (пров. Чжэцзян) было начато в 6 в. н. э. и завершено ок. 610. На севере участок до г. Линьцин (пров. Шаньдун) был сооружён ок. 1279–1300, от Линьцина до Тяньцзиня – в 1-й пол. 14 в. Во времена империи Мин (1368–1644) канал был реконструирован. В результате изменения русла р. Хуанхэ (сер. 19 в.), разрушительного разлива р. Хуайхэ (1931), а затем активных воен. действий на территории Китая (1930–40-е гг.) В. к. пришёл в упадок. В 1950-х гг. правительство КНР осуществило широкомасштабную программу восстановления и модернизации В. к., в результате чего он вновь стал важной внутр. водной артерией, связывающей север и юг страны.