Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 158

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Иванов, А. Н. Нарбут
Повозка Н. Ж. Кюньо (1769).

АВТОМОБИ́ЛЬ (от ав­то и лат. mo­bilis – дви­жу­щий­ся), ко­лёс­ное транс­порт­ное сред­ст­во с соб­ст­вен­ным дви­га­те­лем и ру­ле­вым управ­ле­ни­ем. Име­ет, как пра­ви­ло, не ме­нее че­ты­рёх ко­лёс.

По­пыт­ки соз­да­ния «са­мо­бег­лых» эки­па­жей (без ло­ша­дей, бы­ков и др. тяг­ло­вой си­лы) пред­при­ни­ма­лись на­чи­ная с 18 в. В 1769 во­ен. ин­же­нер Н. Ж. Кю­ньо во Фран­ции по­стро­ил по­воз­ку с паро­вым дви­га­те­лем. Не­сколь­ко поз­же по­яви­лись па­ро­вые ко­ля­ски в Гер­ма­нии и Анг­лии. Од­на­ко эки­па­жи с па­ро­вым дви­га­те­лем бы­ли тя­жё­лы­ми, не­удоб­ны­ми для поль­зо­ва­ния и по­это­му не по­лу­чи­ли прак­тич. при­ме­не­ния. Си­туа­ция прин­ци­пи­аль­но из­ме­ни­лась по­сле соз­да­ния дви­га­те­ля внутр. сго­ра­ния. В 1885–86 нем. ин­же­не­ры Г. Дайм­лер и К. Бенц не­за­ви­си­мо друг от дру­га за­па­тен­то­ва­ли ко­ля­ски с бен­зи­но­вым дви­га­те­лем, ко­то­рые и при­ня­то счи­тать пер­вы­ми А. в ми­ре. На­ча­лом ис­то­рии рос. ав­то­мо­би­ле­строе­ния яв­ля­ет­ся А., по­стро­ен­ный Е. А. Яков­ле­вым и П. А. Фре­зе в 1896. Он имел од­но­ци­лин­д­ро­вый че­ты­рёх­такт­ный дви­га­тель и мог раз­ви­вать ско­рость св. 20 км/ч. На ру­бе­же 19–20 вв. на­ча­лось пром. из­го­тов­ле­ние А. во мн. стра­нах ми­ра. В Рос­сии пер­вые А., но­сив­шие назв. «Рус­со-Балт», бы­ли из­го­тов­лены в 1908 на Рус­ско-Бал­тий­ском ва­гон­ном за­во­де в г. Рига. На­ча­ло мас­со­во­го вы­пус­ка А. свя­за­но с име­нем амер. пред­при­ни­ма­теля Г. Фор­да. В 1913 он ор­га­ни­зо­вал пром. про­из-во А. «Форд-Т».

Автомобили Г. Даймлера (вверху) и К. Бенца (1885–86).

А. под­раз­де­ля­ют­ся на лег­ко­вые А., гру­зо­вые А., ав­то­бу­сы, трол­лей­бу­сы и А. спец. на­зна­че­ния. Для ка­ж­до­го из при­ве­дён­ных ти­пов А. име­ет­ся бо­лее под­роб­ная клас­си­фи­ка­ция по разл. при­зна­кам. Напр., лег­ко­вые А. мо­гут под­раз­де­лять­ся: по на­зна­че­нию; по ра­бо­че­му объ­ё­му дви­га­те­ля; по га­ба­рит­ным раз­ме­рам; по ти­пу ку­зо­ва. Отд. груп­пу со­став­ля­ют троллейбусы – сред­ст­ва гор. транс­пор­та с элек­тро­дви­га­те­лем, по­лу­чаю­щим элек­тро­энер­гию че­рез кон­такт­ную сеть.

Не­смот­ря на ог­ром­ное мно­го­об­ра­зие ти­пов и мо­де­лей совр. А., кон­ст­рук­ция ка­ж­до­го из них со­сто­ит из на­бо­ра оп­ре­де­лён­ных бло­ков. К та­ким кон­ст­рук­тив­ным бло­кам от­но­сят­ся: ав­то­мо­биль­ный дви­га­тель; ку­зов А. (ка­би­на); шас­си, объ­е­ди­няю­щее дви­жи­тель, транс­мис­сию А., си­с­те­мы управ­ле­ния А., под­вес­ку А., не­су­щую сис­те­му. Осн. тип дви­жи­те­ля для А. – ко­ле­со ав­то­мо­биль­ное. Ино­гда в А. при­ме­ня­ют ком­би­нир. дви­жи­те­ли: для А. по­вы­шен­ной проходимости – ко­лёс­но-гу­се­нич­ные дви­жи­те­ли, для амфибий – ко­лёс­ный (при дви­же­нии по до­ро­ге) и во­до­мёт­ный (на пла­ву) дви­жи­те­ли. В ка­че­ст­ве ав­то­мо­биль­но­го дви­га­те­ля ис­поль­зу­ет­ся пре­им. дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния. В ря­де слу­ча­ев на А. мо­гут быть ус­та­нов­ле­ны неск. дви­га­те­лей разл. ти­пов (напр., дви­га­тель внутр. сго­ра­ния и элек­тро­дви­га­тель), свя­зан­ные друг с дру­гом транс­мис­си­ей (гиб­рид­ный ав­то­мо­биль). Ку­зов (ка­би­на) слу­жит для раз­ме­ще­ния во­ди­те­ля, пас­са­жи­ров, гру­за или спец. обо­ру­до­ва­ния. В ря­де слу­ча­ев ку­зов вы­пол­ня­ет функ­ции не­су­щей сис­темы (не­су­щий ку­зов). К ку­зо­ву при­ня­то от­но­сить так­же мн. уз­лы, аг­ре­га­ты, под­сис­те­мы, не по­пав­шие в др. сис­те­мы А. (внеш­ние све­то­вые при­бо­ры, сис­те­мы под­дер­жа­ния кли­ма­та в са­ло­не, ряд уст­ройств без­опас­но­сти для во­ди­те­ля и пас­са­жи­ров и т. д.). Транс­мис­сия А. слу­жит для пе­реда­чи ме­ха­нич. энер­гии от дви­га­те­ля к дви­жи­те­лям. Сис­те­мы управ­ле­ния А. вклю­ча­ют в се­бя ру­ле­вое управ­ле­ние, тор­моз­ную сис­те­му, управ­ле­ние дви­га­те­лем, транс­мис­си­ей, тем­пе­ра­ту­рой в ка­би­не А. и т. д.

Свой­ст­ва А. мож­но раз­де­лить на три груп­пы: функ­цио­наль­ные, по­тре­би­тель­ские и ха­рак­те­ри­зую­щие уро­вень об­ществ. безо­пас­но­сти.

Автомобиль Е. А. Яковлева и П. А. Фрезе (1896).

Функ­цио­наль­ные свой­ст­ва оп­ре­де­ля­ют спо­соб­ность А. эф­фек­тив­но вы­пол­нять свою осн. функцию – пе­ре­воз­ку лю­дей, гру­зов, обо­ру­до­ва­ния, т. е. ха­рак­те­ри­зу­ет А. как транс­порт­ное сред­ст­во. К этой груп­пе свойств от­но­сят­ся: тя­го­во-ско­ро­ст­ные и тор­моз­ные свой­ст­ва, управ­ляе­мость и ус­той­чи­вость, то­п­лив­ная эко­но­мич­ность, ма­нёв­рен­ность, про­хо­ди­мость, плав­ность хо­да, на­дёж­ность, при­спо­соб­лен­ность к по­груз­ке-вы­груз­ке гру­за (по­сад­ке-вы­сад­ке пас­са­жи­ров).

Автомобиль «Руссо-Балт» (1913).

По­тре­би­тель­ские свой­ст­ва ха­рак­те­ри­зу­ют спо­соб­ность А. удов­ле­тво­рять тре­бо­ва­ния во­ди­те­ля или пас­са­жира А., не свя­зан­ные не­по­сред­ст­вен­но с эф­фек­тив­но­стью вы­пол­не­ния транс­порт­но­го про­цес­са. Пе­ре­чень по­тре­би­тель­ских свойств А. ка­ж­дым че­ло­ве­ком оп­ре­де­ля­ет­ся ин­ди­ви­ду­аль­но. К та­ким свой­ст­вам, в ча­ст­но­сти, от­но­сят­ся: уро­вень ком­фор­та, оп­ре­де­ля­е­мый на­ли­чи­ем сис­тем ре­гу­ли­ро­ва­ния темп-ры (ото­пи­тель, кон­ди­цио­нер, кли­мат-кон­троль), ка­че­ст­вом ау­дио­сис­те­мы, на­ли­чи­ем сер­во­при­во­дов (элек­тро­подъ­ём­ни­ки стё­кол, дис­тан­ци­он­ное за­пи­ра­ние две­рей и т. п.), ка­че­ст­вом ма­те­риа­лов обив­ки са­ло­на и др.; при­спо­соб­лен­ность к пе­ре­воз­ке гро­мозд­ких ве­щей, напр. лыж; на­ли­чие уст­ройств свя­зи с внеш­ним ми­ром (те­ле­фон, те­ле­ви­зор, на­ви­гац. сис­те­ма); при­вле­ка­тель­ность внеш­не­го ви­да А.; пре­стиж­ность, со­от­вет­ст­вие мо­де.

Автомобиль «Форд-Т» (1913).

Сред­ст­ва, обес­пе­чи­ваю­щие об­ще­ст­вен­ную безо­пас­ность А. (ак­тив­ную, пас­сив­ную и эко­ло­ги­че­скую), рег­ла­мен­ти­ру­ют­ся го­су­дар­ст­вом и кон­троли­ру­ют­ся пе­ред на­ча­лом вы­пус­ка и в те­че­ние все­го сро­ка экс­плуа­та­ции. Сред­ст­ва ак­тив­ной безо­пас­но­сти (напр., уси­ли­те­ли ру­ле­во­го управ­ле­ния) на­прав­ле­ны на сни­же­ние ве­ро­ят­но­сти до­рож­но-транс­порт­но­го про­ис­ше­ст­вия, сред­ст­ва пас­сив­ной безо­пас­но­сти (по­душ­ка, рем­ни и др.) – на сни­же­ние тя­же­сти по­след­ст­вий до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­ст­вий. Эко­логич. безо­пас­ность ха­рак­те­ри­зу­ет сте­пень воз­дей­ст­вия А. на ок­ру­жаю­щую сре­ду. Об осо­бен­но­стях и тех­нич. ха­ра­к­те­ри­сти­ках отд. клас­сов А. см. в ста­ть­ях Автобус, Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль.

Основные конструктивные блоки автомобиля: а – общий вид; б – кузов;в – шасси; г – двигатель.

Эф­фек­тив­ность ис­поль­зо­ва­ния А. оце­ни­ва­ют обоб­щён­ны­ми кри­те­рия­ми: про­из­во­ди­тель­ность, эко­но­мич­ность, на­дёж­ность (срок служ­бы, без­аварий­ность и т. п.). Хо­тя тру­до­ём­кость и де­неж­ные за­тра­ты на ав­то­мо­биль­ный тран­спорт вы­ше по срав­не­нию с др. ви­да­ми транс­пор­та, автопере­воз­ки эко­но­ми­че­ски вы­год­ны, т. к. дос­тав­ка гру­зов «от две­ри до две­ри» без про­ме­жу­точ­ных пе­ре­гру­зок умень­ша­ет за­тра­ты и со­кра­ща­ет вре­мя на­хо­ж­де­ния гру­зов в пу­ти. А. эф­фек­тивен в ка­че­ст­ве гор. транс­пор­та, для кон­тей­нер­ных пе­ре­во­зок, не­за­ме­ним при дос­тав­ке круп­но­габа­рит­ных кон­ст­рук­ций на строй­пло­щад­ки, при вы­во­зе с.-х. про­дук­ции с по­лей и т. п.

Струк­ту­ра ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та в раз­ных стра­нах оп­ре­де­ля­ет­ся ус­ловия­ми их ис­то­рич. и эко­но­мич. раз­ви­тия. В Рос­сии в кон. 20 в. су­ще­ст­вен­но из­ме­ни­лась струк­ту­ра под­виж­но­го со­ста­ва и пред­при­ятий по об­слу­жи­ва­нию и ре­мон­ту А. Рез­ко сни­зи­лось про­из­вод­ст­во и ис­поль­зо­ва­ние гру­зо­вых А. сред­ней (4–6 т) гру­зо­подъ­ём­но­сти, при этом вы­рос парк гру­зо­вых А. ма­лой (1–3 т) и боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти (св. 16 т; напр., ав­то­по­ез­да для ме­ж­ду­го­род­них и меж­ду­нар. пе­ре­во­зок); со­кра­тилось чис­ло круп­ных ав­то­ком­би­на­тов гру­зо­вых А.; уве­ли­чил­ся парк лег­ко­вых А., при­чём до­ля им­порт­ных лег­ковых А. со­ста­ви­ла бо­лее 35%. В го­ро­дах всё боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ет сеть марш­рут­ных так­си.

Лит.: Лит­ви­нов А. С., Фа­ро­бин ЯЕ. Ав­то­мо­биль: Тео­рия экс­плуа­та­ци­он­ных свойств. М., 1989; Ту­рен­ко А. Н., Бо­го­мо­лов ВА., Кли­мен­ко В. И. Ис­то­рия ин­же­нер­ной дея­тель­но­сти. Раз­ви­тие ав­то­мо­би­ле­строе­ния. Хар., 1999; Braess H.-H. Vieweg Handbuch Kraftfahrzeugtechnik. Wiesbaden, 2003.

Вернуться к началу