Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕГКОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 148

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Иванов

ЛЕГКОВО́Й АВТОМОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, пред­на­зна­чен­ный гл. обр. для пе­ре­воз­ки лю­дей и их ба­га­жа и имею­щий не бо­лее де­вя­ти по­са­доч­ных мест, вклю­чая ме­сто во­ди­те­ля.

Рис. 1. Легковые автомобили различной формы кузова: а – однообъёмный; б – двухобъёмный; в – трёхобъёмный.

Л. а. под­раз­де­ля­ют: по на­зна­че­нию – ин­ди­ви­ду­аль­но­го поль­зо­ва­ния, так­си, опе­ра­тив­ных служб, спор­тив­ные и пр.; по ра­бо­че­му объ­ё­му дви­га­те­ля (табл. 1); по га­ба­рит­ным раз­ме­рам (табл. 2); по фор­ме ку­зо­ва – од­но­объ­ём­ные, двух­объ­ём­ные и трёх­объ­ём­ные (рис. 1); по ти­пу ку­зо­ва (см. Ку­зов ав­то­мо­би­ля).

 Таблица 1. Классификация легковых автомобилей по рабочему объёму двигателя*, дм3

КлассОбъём двигателя
МалыйДо 1,2
СреднийОт 1,2 до 1,8
БольшойОт 1,8 до 3,5
ВысшийСвыше 3,5

* Классификация РФ.

 Таблица 2. Классификация легковых автомобилей по внешним размерам*, мм

КлассДлинаБаза**ШиринаВысота


C



Мини-вэн
До 3650
3600-3800 3800-4400 4300-4700 4500-4900 4700-5100 4500-4800
2150-2450  2350-2500  2400-2700  2500-2700  2600-2900  2700-3000  2700-30001450-1600  1550-1650  1670-1740  1670-1770  1770-1850  1800-1900  1750-19001350-1480  1350-1480  1330-1440  1360-1430  1360-1450  1400-1500  1650-1800

* Классификация ЕС.   

** Расстояние между передней и задней осями. 

Фор­ма и раз­ме­ры ку­зо­ва вы­би­ра­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от рас­по­ло­же­ния во­ди­те­ля и осн. аг­ре­га­тов ав­то­мо­би­ля, ко­ли­че­ст­ва пас­са­жи­ров, а так­же с учё­том обес­пе­че­ния удоб­ст­ва по­сад­ки и об­зор­но­сти с мес­та во­ди­те­ля. При­ме­няе­мость кон­крет­ных форм, а так­же их пре­иму­ще­ст­ва и не­дос­тат­ки при­ве­де­ны в табл. 3.

 Таблица 3. Зависимость функциональных свойств легкового автомобиля от формы кузова

ФормаПрименяемостьПреимуществаНедостатки
  ОднообъёмнаяМини-вэны; автомобили малого классаМинимальные наружные размеры; большой объём салона; удобная посадка водителя и пассажировБольшая лобовая площадь (сопротивление воздуха); высокий центр тяжести (низкая устойчивость)
  ДвухобъёмнаяУниверсалы; автомобили повышенной проходимости; автомобили среднего и большого класса Лёгкость трансформации задней части салона (для размещения людей, груза)  Грузовая и пассажирская части салона не разделены; плохие аэродинамические качества задней части кузова
  ТрёхобъёмнаяАвтомобили среднего, большого и высшего классаГрузовой отсек отделён от пассажирского (повышаются уровни комфорта и пассивной безопасности); высокая жёсткость кузова; хорошие аэродинамические качества кузоваТрудность трансформации салона; большая габаритная длина 

Рис. 2. Компоновка легковых автомобилей: а – классическая; б – переднеприводная; в – среднемоторная; г – заднемоторная.

С по­зи­ций влия­ния кон­ст­рук­ции Л. а. на его свой­ст­ва важ­ное зна­че­ние име­ет ком­по­нов­ка – вза­им­ное рас­по­ло­же­ние осн. сис­тем ав­то­мо­би­ля (дви­га­те­ля, транс­мис­сии, сис­тем управ­ле­ния, не­су­щей сис­те­мы). Для Л. а. в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев при­ме­ня­ет­ся ку­зов, вы­пол­няю­щий функ­ции не­су­щей сис­те­мы (не­су­щий ку­зов), что обес­пе­чи­ва­ет дос­та­точ­ную сво­бо­ду для рас­по­ло­же­ния про­чих сис­тем ав­то­мо­би­ля. Встре­ча­ют­ся сле­дую­щие ком­по­нов­ки Л. а. (рис. 2): клас­си­че­ская (дви­га­тель про­доль­но рас­по­ло­жен впе­ре­ди, ве­ду­щие ко­лёса – зад­ние, транс­мис­сия за­ни­ма­ет про­стран­ст­во под по­лом ку­зо­ва ме­ж­ду дви­га­те­лем и зад­ней осью, ком­по­нов­ка по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать ра­му в ка­че­ст­ве не­су­щей сис­те­мы); пе­ред­не­при­вод­ная (дви­га­тель рас­по­ло­жен впе­ре­ди про­доль­но или по­пе­реч­но, ве­ду­щие ко­лёса – пе­ред­ние, транс­мис­сия объ­е­ди­не­на с дви­га­те­лем); сред­не­мо­тор­ная (дви­га­тель рас­по­ло­жен ме­ж­ду пе­ред­ней и зад­ней ося­ми, ве­ду­щие ко­лё­са – зад­ние, транс­мис­сия объ­е­ди­не­на с дви­га­те­лем); зад­не­мо­тор­ная (дви­га­тель сза­ди, ве­ду­щие ко­лёса – зад­ние, транс­мис­сия объ­е­ди­не­на с дви­га­те­лем). Пре­иму­ще­ст­ва и не­дос­тат­ки разл. ком­по­но­вок при­ве­де­ны в табл. 4.

 Таблица 4. Сравнительные характеристики легковых автомобилей в зависимости от их компоновки

 Классиче-
ская
Передне-  приводнаяСредне-  моторнаяЗадне-  моторная
Тяговые свойства пустого автомобиля -+++
Развесовка (распределение массы автомобилямежду передней и задней осями)0+--
Объём салона++-0
Объём багажника++0-
Возможность модификации задней части кузова++--
Общая длина0+00
Свойства кузова при столкновениях++--

 Примечание. Позитивное влияние (+); негативное влияние (-); влияет незначительно (0). 

Ка­ж­дая из ком­по­но­вок мо­жет иметь пол­но­при­вод­ный ва­ри­ант, при ко­то­ром ве­ду­щи­ми яв­ля­ют­ся все ко­лё­са. Это де­ла­ет­ся с це­лью по­вы­ше­ния про­хо­ди­мо­сти (ино­гда – ус­той­чи­во­сти) ав­то­мо­би­ля, но свя­за­но с ус­лож­не­ни­ем транс­мис­сии. Л. а. по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти от­ли­ча­ют­ся уве­ли­чен­ным до­рож­ным про­све­том, на­ли­чи­ем по­ни­жаю­ще­го ре­дук­то­ра в транс­мис­сии, воз­мож­но­стью бло­ки­ров­ки диф­фе­рен­циа­лов и др. (см. По­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти ав­то­мо­биль).

В ка­че­ст­ве ав­то­мо­биль­но­го дви­га­те­ля на Л. а. ис­поль­зу­ют­ся пре­им. порш­не­вые дви­га­те­ли внутр. сго­ра­ния (бен­зи­но­вые или ди­зель­ные). Пер­спек­тив­но при­ме­не­ние на Л. а. гиб­рид­ных си­ло­вых ус­та­но­вок (дви­га­тель внутр. сго­ра­ния + + элек­тро­дви­га­тель + ак­ку­му­ля­тор­ная ба­та­рея), обес­пе­чи­ваю­щих сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва и ко­ли­че­ст­ва вред­ных вы­бро­сов (см. Гиб­рид­ный ав­то­мо­биль).

Для ус­ко­ре­ния и уде­шев­ле­ния про­цес­са соз­да­ния но­вых мо­де­лей фир­мы-из­го­то­ви­те­ли осу­ще­ст­в­ля­ют пред­ва­рит. кон­ст­рук­тор­скую про­ра­бот­ку осн. бло­ков Л. а., не влияю­щих на внеш­ний вид и ин­терь­ер са­ло­на. К та­ким бло­кам от­но­сят­ся: «дви­га­тель + транс­мис­сия», «пе­ред­няя ось под­вес­ка», «зад­няя ось под­вес­ка», «ру­ле­вое управ­ле­ние», «тор­моз­ное управ­ле­ние». Со­че­та­ние та­ких бло­ков на­зы­ва­ет­ся плат­фор­мой. Од­на и та же плат­фор­ма при­ме­ня­ет­ся для соз­да­ния Л. а. с ку­зо­ва­ми разл. ти­пов и да­же разл. тор­го­вых ма­рок.

Вернуться к началу