Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОДВЕ́СКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 526

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОДВЕ́СКА транс­порт­но­го сред­ст­ва, со­во­куп­ность де­та­лей, уз­лов и ме­ха­низ­мов, свя­зы­ваю­щих кор­пус ма­ши­ны с опор­ны­ми эле­мен­та­ми (ко­лё­са­ми, кат­ка­ми, лы­жа­ми и др.); пред­наз­на­че­на для сни­же­ния ди­на­мич. на­гру­зок и обес­пе­че­ния рав­но­мер­но­го их рас­пре­де­ле­ния на опор­ные эле­мен­ты при дви­же­нии. В ав­то­мо­би­ле П. осу­ще­ст­в­ля­ет уп­ру­гую связь ку­зо­ва (ра­мы) с мос­та­ми (аг­ре­гат ав­то­мо­би­ля, со­еди­няю­щий ко­лё­са од­ной оси ме­ж­ду со­бой и че­рез П. – с не­су­щей сис­те­мой) или не­по­сред­ст­вен­но с ко­лё­са­ми, смяг­чая толч­ки и уда­ры, воз­ни­каю­щие при на­ез­де ко­лёс на не­ров­но­сти до­ро­ги. П. со­сто­ит из на­прав­ляю­ще­го, уп­ру­го­го и га­ся­ще­го уст­ройств. На­прав­ляю­щее уст­рой­ст­во пе­ре­да­ёт на ку­зов ав­то­мо­би­ля про­доль­ные и по­пе­реч­ные си­лы, воз­ни­каю­щие при кон­так­те ко­лёс с опор­ной по­верх­но­стью до­ро­ги, а так­же оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер пе­ре­ме­ще­ния ко­лёс от­но­си­тель­но ку­зо­ва. По ти­пу на­прав­ляю­щие уст­рой­ст­ва П. де­лят­ся на за­ви­си­мые и не­за­ви­си­мые. Ес­ли пе­ре­ме­ще­ние од­но­го ко­ле­са вы­зы­ва­ет пе­ре­ме­ще­ние дру­го­го – П. за­ви­си­мая, ес­ли нет – не­за­ви­си­мая. Уп­ру­гое уст­рой­ст­во П. слу­жит для умень­ше­ния ди­на­мич. на­гру­зок на ку­зов при на­ез­де ко­ле­са на не­ров­но­сти до­ро­ги. Уп­ру­гие уст­рой­ст­ва бы­ва­ют ме­тал­лич. (рес­со­ры, пру­жи­ны, тор­сио­ны) и не­ме­тал­лич. (ре­зи­но­вые, пла­ст­мас­со­вые, пнев­ма­тич. и гид­ро­пнев­ма­тич.); мо­гут ис­поль­зо­вать­ся ком­би­нир. уп­ру­гие уст­рой­ст­ва, объ­е­ди­няю­щие неск. уп­ру­гих эле­мен­тов (ме­тал­лич. и не­ме­тал­лич.). Для га­ше­ния ко­ле­ба­ний ку­зо­ва и ко­лёс ав­то­мо­би­ля слу­жат га­ся­щие уст­рой­ст­ва, или амор­ти­за­то­ры. Как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют гид­рав­лич. амор­ти­за­то­ры, в ко­то­рых ме­ха­нич. энер­гия ко­ле­ба­ний за счёт жид­ко­ст­но­го тре­ния пре­об­ра­зу­ет­ся в те­п­ло­вую энер­гию с даль­ней­шим её рас­сеи­ва­ни­ем. Амор­ти­за­то­ры мо­гут иметь разл. уст­рой­ст­ва (ме­ха­нич. и элек­трон­ные), для из­ме­не­ния их га­ся­щих свойств в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий дви­же­ния.

П. гу­се­нич­ных транс­порт­ных средств на­зы­ва­ют под­рес­со­ри­ва­ния сис­те­мой. Со­сто­ит из уз­лов П., вклю­чаю­щих уп­ру­гий эле­мент (рес­со­ру), амор­ти­за­тор (демп­фер) и ба­лан­сир.

П. рель­со­вых транс­порт­ных средств (под­виж­ной со­став ж. д., мет­ро, трам­вая), ча­ще на­зы­вае­мая рес­сор­ным под­ве­ши­ва­ни­ем, вклю­ча­ет в се­бя уп­ру­гие эле­мен­ты – рес­со­ры (под­вес­ные, эл­лип­тич., возд., ре­зи­но­вые), пру­жи­ны (вин­то­вые, коль­це­вые, та­рель­ча­тые и др.) и га­си­те­ли ко­ле­ба­ний (гид­рав­лич. и фрик­ци­он­ные демп­фе­ры). В за­ви­си­мо­сти от тре­буе­мой сте­пе­ни смяг­че­ния уси­лий, дей­ст­вую­щих на ку­зов ло­ко­мо­ти­ва или ва­го­на от его хо­до­вых час­тей, под­ве­ши­ва­ние мо­жет быть од­но-, двух-, трёх­сту­пен­ча­тым. При мно­го­сту­пен­ча­том под­ве­ши­ва­нии ме­ж­ду ко­лёс­ны­ми па­ра­ми и кор­пу­сом на­хо­дят­ся про­ме­жу­точ­ные кон­ст­рук­тив­ные уз­лы, ка­ж­дый из ко­то­рых име­ет свой на­бор од­но­тип­ных уп­ру­гих эле­мен­тов.

Лит.: Дмит­ри­ев А. А., Чо­би­ток В. А., Тель­ми­нов А. В. Тео­рия и рас­чет не­ли­ней­ных сис­тем под­рес­со­ри­ва­ния гу­се­нич­ных ма­шин. М., 1976; Лит­ви­нов А. С., Фа­ро­бин Я .Е. Ав­то­мо­биль: Тео­рия экс­плуа­та­ци­он­ных свойств. М., 1989; Ко­ти­ев Г. О., Са­рач Е. Б. Ком­плекс­ное под­рес­со­ри­ва­ние вы­со­ко­под­виж­ных двух­звен­ных гу­се­нич­ных ма­шин. М., 2010; Ав­то­мо­би­ли: кон­ст­рук­ция и ра­бо­чие про­цес­сы / Под ред. В. И. Оси­по­ва. М., 2012.

Вернуться к началу